Найти в Дзене

Есть ли совесть у революционеров? «Карамора». Спектакль в РАМТ.

Совсем недавно я досмотрела «Карамору» Данилы Козловского, поэтому предложение сходить на одноименный спектакль в РАМТ восприняла с восторгом. Всегда интересно посмотреть, как один и тот же персонаж по-разному живет в кино и спектаклях. Петр Каразин — герой рассказа Горького, кличка которого отсылает к комару-долгоножке, в народе известного как карамора. Петр революционер, но из-за некоторых событий становится двойным агентом и вскоре уже вовсю сдает своих же полиции. Весь рассказ состоит из эпизодов-воспоминаний, которые Карамора пишет уже сидя в тюрьме. Вспоминая прошлое, он пытается разобраться в себе и понять, почему противоречащие поступки ни разу не вызвали у него муки совести? Прототипом персонажа (ссылаюсь на хорошую статью-анализ в Арзамасе) стал руководитель Боевой организации эсеров и одновременно секретный агент полиции Евно Азеф, чье отсутствие совести в то время поражало многих людей. В сериале у Козловского от Караморы осталась только попытка усидеть на двух с

Фото с официального сайта РАМТ
Фото с официального сайта РАМТ

Совсем недавно я досмотрела «Карамору» Данилы Козловского, поэтому предложение сходить на одноименный спектакль в РАМТ восприняла с восторгом. Всегда интересно посмотреть, как один и тот же персонаж по-разному живет в кино и спектаклях.

Петр Каразин — герой рассказа Горького, кличка которого отсылает к комару-долгоножке, в народе известного как карамора. Петр революционер, но из-за некоторых событий становится двойным агентом и вскоре уже вовсю сдает своих же полиции. Весь рассказ состоит из эпизодов-воспоминаний, которые Карамора пишет уже сидя в тюрьме. Вспоминая прошлое, он пытается разобраться в себе и понять, почему противоречащие поступки ни разу не вызвали у него муки совести?

Прототипом персонажа (ссылаюсь на хорошую статью-анализ в Арзамасе) стал руководитель Боевой организации эсеров и одновременно секретный агент полиции Евно Азеф, чье отсутствие совести в то время поражало многих людей.

В сериале у Козловского от Караморы осталась только попытка усидеть на двух стульях, никаких метаний от собственной двойственности он не испытывал, да и характером обладал скорее поверхностным. Спектакль же наоборот следует по рассказу Горького и визуализирует воспоминания Петра Карамзина, показывая его путь.

Фото с официального сайта РАМТ
Фото с официального сайта РАМТ

«Карамора» идет на малой сцене, что делает его более камерным и располагающим к размышлениям вместе с героем. Играет на руку и отсутствие сцены как таковой — зал становится полноправным участником действия. Зрители выступают как члены собрания, а актеры периодически рушат «четвертую стену», вручая людям еду или фотографируя на полароид. Получившиеся кадры используются в спектакле, а в конце отдают зрителям.

Играет с реальностью и играющая с воображением сценография. Черные стены помогают в буквальном смысле слова дорисовывать силуэты людей или недостающие детали интерьера. В одном из эпизодов героиня долго стучит в дверь, но не получив ответа дорисовывает на стене дверной звонок. Хороша сцена, в которой Петр перечисляет черты человека, одновременно зарисовывая его на натянутом холсте. В конце описания артист появляется на сцене, одновременно разрывая ткань. Воображению, успевшему за это короткое время нарисовать свой портрет, приходится срочно свыкнуться с новой внешностью персонажа.

Фото с официального сайта РАМТ
Фото с официального сайта РАМТ

Актерский состав у спектакля небольшой — в нем задействованы пять человек. И это тот случай, когда сложно выделить кого-то одного, каждый из них обладает своим очарованием, завораживает и завлекает в историю.

Предыдущие спектакли РАМТа были для меня на грани, не такими яркими и запоминающимися. Но опыт с малой сценой определенно положительный, неплохо было бы его продолжить.

Фото с официального сайта РАМТ
Фото с официального сайта РАМТ