Найти тему
Turizm

Как воздушное пространство России влияет на европейские авиакомпании?

Когда Великобритания первой запретила российскому «Аэрофлоту» использовать свое воздушное пространство в конце февраля, никто не мог предположить, что это только начало больших проблем...

24 февраля 2022 года Великобритания закрыла свое небо российскому нацперевозчику «Аэрофлоту». Москва назвала этот шаг «недружественным» и отреагировала мгновенно, запретив всем авиакомпаниям Великобритании входить в воздушное пространство России. И это было только начало.

-2

Отношения авиационных властей Европы и России с тех пор ухудшились — не только для Великобритании, но и для большинства европейских стран. Сценарий каждый раз повторялся: ограничения воздушного пространства со стороны европейцев вызывали молниеносные ответные меры России.

Европейский союз, США и Канада запретили российским самолетам входить в их воздушное пространство. Россия ответила симметричными запретами. Причем меньше всего почувствовали негативные изменения авиакомпании из США — они практически не используют воздушное пространство России. В результате лишь United Airlines пришлось на неопределенный срок отказаться от двух своих рейсов в Индию.

А что же с европейцами?

Европейские авиакомпании традиционно строили маршруты через территорию России при полетах в Японию, Китай и Южную Корею. Запрет фактически поставил перевозчиков на грань, а то и за грань рентабельности: перелеты в эти страны сегодня занимают гораздо больше времени из-за необходимости изменения маршрута и необходимости дополнительных остановок для дозаправки. Причем в тех местах, которые не использовались со времен «холодной войны», и о них все успели забыть.

Все бы ничего, но облет российского неба катастрофически увеличил расходы авиакомпаний на этих маршрутах из-за дозаправок, прибавки ко времени полета и других факторов.

-3

Есть, правда, у каждой медали и оборотная сторона. Запрет наносит финансовый ущерб и самой России. Это связано с тем, что авиакомпании платят за использование воздушного пространства других стран, а воздушное пространство России, как известно, одно из самых дорогих в мире.

По подсчетам авиационных аналитиков, только европейские авиакомпании платят около 420 миллионов долларов в год за пролет через воздушное пространство России. И большая часть этих сборов идет непосредственно на финансирование крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот».

Таким образом, сложилась ситуация, когда закрытие воздушного пространства России с одной стороны приводит к сбоям в работе западных авиакомпаний и критическому увеличению времени полетов на определенных маршрутах, а с другой — лишает российского авиаперевозчика ключевого источника дохода.

-4

При использовании неоптимальных, более длинных маршрутов, авиакомпании добавили вынужденные технические остановки на рейсах между Европой и Азией, чтобы обеспечить дозаправку. А финская Finnair полностью перекроила маршруты в Азию, поскольку все они раньше пересекали воздушное пространство России.

Вот показательный пример. Рейс авиакомпании Japan Airlines из Токио в Лондон теперь длится на 4,5 часа больше, чем раньше. Полет проходит через американское воздушное пространство вблизи Аляски, после чего самолет отправляется полярным маршрутом в Великобританию. В результате, делая такой крюк, JAL расходует топлива примерно на 20 000 долларов больше.

-5

В XX веке, во времена холодной войны — тогда действовал аналогичный запрет на воздушное пространство — ключевым местом для дозаправки был международный аэропорт Анкоридж имени Теда Стивенса на Аляске (ANC). Представители аэропорта уже сигнализируют, что получают запросы от авиакомпаний относительно возможных остановок. Однако пока ни одна крупная пассажирская авиакомпания не приземлялась на Аляске.

-6

В общем в данный момент авиакомпаниям и пассажирам остается только ждать и надеяться, что ситуация разрешится и небо снова станет нормальным. В противном случае нам грозит повторение того, как это было на протяжении большей части 1970-х и 1980-х годов.

_________________________________________

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал Turizm в Яндекс Дзен, чтобы не пропустить новые публикации