Ситуация из жизни: был приобретен билет «туда-обратно», без разбивки по стоимости «туда» и «обратно», в приобретенном билете указана общая сумма (условно) - 8000 рублей за единый билет маршрутом СПб-Адлер-СПб.
Рейс «туда» был выполнен, однако обратный рейс (т.е. Адлер-СПб) был отменен авиакомпанией.
Вопрос: можно ли вернуть деньги и в каком размере?
Честно говоря, ответ вроде как очевиден, что да, деньги должны быть возвращены. Однако написание официального запроса в авиакомпанию привело меня в некоторый ступор, потому как я не могла найти четкого ответа, а в каком размере мне должны вернуть деньги, ведь я приобрела единый билет маршрутом «туда-обратно» и не знаю, какую сумму просить к возврату. Может выполненный рейс «туда» стоил 3000 рублей, а «обратно» 5000, или наоборот, в общем вопрос о размере, так скажем, повис в воздухе. Забегая вперед, могу сказать, что авиакомпания тоже не совсем понимала ответ на этот вопрос :D
Однако составить запрос о возврате денег все же нужно было, дабы вернуть свои кровные, и, не найдя четкого ответа, я начала самостоятельный поиск.
Не буду ходить вокруг да около. В процессе поиска ответа на свой вопрос, выделила основные нормы, на которые я ссылалась при составлении своего запроса:
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (так называемые ФАП – федеральные авиационные правила. Этот документ, кстати, в целом стоит изучить, если возникают любые вопросы, связанные с авиаперевозкой):
пункт 227 – отмена рейса является вынужденным отказом пассажира от перевозки
Приказ Минтранса от 25.09.2008 № 155:
пункт 22 - пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку как в одну сторону, так и за перевозку туда и обратно.
пункт 26 – что является тарифным компонентом при маршруте «туда-обратно».
пункт 117 – при прекращении договора воздушной перевозки в случае вынужденного отказа пассажира от части перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
пункты 102, 118 и 119 – расчет стоимости невыполненной части перевозки.
Здесь интересно, по правилам, расчет стоимости невыполненной части перевозки осуществляется по нормальному тарифу (что бы это ни значило) соответствующего класса обслуживания перевозчика на невыполненном участке перевозки, действовавшим на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа, если перевозчиком не предусмотрено применение для расчета другого тарифа.
То есть, ответ на вопрос «в каком размере?» - по тарифу, который был установлен в день покупки билета для перевозки по этому направлению в дату отмененного рейса. Из этого делаем вывод, что только авиакомпания обладает информацией о стоимости такой перевозки, у потребителя этого сакрального знания нет.
Завершила я свой опус ссылкой на Воздушный кодекс (почти стих получился):
пункт 2 статьи 108 – про возврат пассажиру уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки.
Запрос о возврате (скан с подписью) направляла через форму обратной связи на сайте на и дублировала на официальную электронную почту авиакомпании.
Конечно, можно обратиться в авиакомпанию посредством обратной связи на сайте, дав «голые» факты: рейс отменен, верните деньги, и не вдаваться в дебри со ссылками на нормы и правила, но мне было важно понять принцип «а как это работает», ну и по понятным причинам у меня было стойкое желание подкрепить свою позицию ссылками на законодательство.
Результат: авиакомпания вернула деньги, разделив общую сумму за единый билет «туда-обратно», напополам. То есть, условные 8000 рублей за билет "туда-обратно" / 2 [маршрут "туда", напомню, авиакомпания выполнила], к возврату получилось 4000 рублей.
Решили не запариваться с «расчетами на дату продажи по данному направлению» или что там :) Меня устроило [почти также как котэ на фото ниже устраивает вообще всё в этой жизни].
Спасибо всем, кто дочитал, надеюсь, что данный материал может быть кому-то полезен!
P.S. если кому-то нужен образец моего заявления, напишите мне на электронную почту m.shpynova94@gmail.com, прикрепить к материалу пример, к сожалению, невозможно.