Вместо знака вопроса – Z, потому что все будущее России на несколько лет вперед находится под знаком одноименной военной операции. Кремль настаивает, что это именно операция, а не… Надеемся, что нам не придется называть хлеб чернилами и наоборот. В противном случае, Россию спасет только Джельсомино. Шутка.
Итак, Иван Васильевич сменил профессию. В этот раз он стал историком. Стало не до шуток, комедия превратилась в драму. Что и как произошло и кто виноват, можно прочесть в предыдущем нашем материале «Ловушка Z». А здесь рассмотрим варианты ответов на старый русский вопрос – Что делать?
Можно ли из соловьиного помета слепить китайскую пулю?
Известный евразиец Александр Дугин считает, что игра России только начинается. Об этом он заявил в недавнем интервью Владимиру Соловьеву, который тоже играл по западным правилам, инвестируя свои сбережения в европейскую недвижимость. То есть, по мнению Дугина, до начала операции Z Россия играла по правилам Запада, а теперь у страны появилась возможность строить свою цивилизацию.
В пример Александр Гельевич ставит Китай. Мол, тамошнее руководство грамотно создает собственный цивилизационный проект.
Мягко говоря, любимый мыслитель Путина запутался. Дело в том, что Поднебесная всегда оставалась отдельным миром – оставалась и прозябала без претензий на глобальную экспансию. Только благодаря западной цивилизации Китай обрел экономическую мощь, а китайцы смогли мечтать о западных стандартах жизни. У некоторой части населения эти мечты стали реальностью, но большинство китайцев пока что далеки от этих стандартов.
Дугин говорит о цивилизации. Единственным условием для появления альтернативного проекта (читай полюса мира) является перспективная глобальная идея. У Китая таковой нет: от коммунизма осталась одна вывеска; только дисциплинированность и привычка китайцев жить в двух реальностях позволяет этой вывеске оставаться на месте. Как долго это будет продолжаться, сказать трудно. Но, честно говоря, это и не важно, потому что реальность давно победила заветы Мао.
Есть ли у России глобальная идея? Дугин утверждает, что Россия – наследница европейской цивилизации. Своей идеи у России пока нет, но она вот-вот появится и тогда Запад успокоится. Владимир Соловьев по понятной причине крайне заинтересовался конкретными сроками. Однако философ и евразиец Дугин, оперирующий категориями столетий, не смог успокоить владельца дорогой заграничной недвижимости. Не в этой жизни, Владимир Рудольфович. Такие дела.
Действительно, идея не создается усилиями одного человека. Даже усилий целого поколения или даже двух-трех бывает недостаточно. СССР яркий тому пример. Идея, поливаемая человеческой кровью, прорастает сама – сквозь бетон, асфальт и колючую проволоку. Но сперва должен появиться росток, и только затем он нуждается в поливе.
Ощущая пустоту в отношении смыслов происходящего вокруг операции Z, философ Дугин вдруг стал говорить об экономике. Вероятно, чтобы хоть немного успокоить собеседника и слушателей. Представьте, к вам пришел водопроводчик, чтобы починить кран. Но у него не оказалось при себе инструментов, поэтому он предлагает приготовить вам яичницу из ваших же яиц. Мол, не зря пришел.
Многим в нашей редакции Александр Гельевич симпатичен – он настоящий панк от философии и, пожалуй, лучший на постсоветском пространстве специалист по постмодернизму. Однако в экономических делах философ Дугин слаб. В противном случае, он бы заметил, что для ориентированной на экспорт экономики Китая намного интереснее миллиардный западный рынок, чем 144-миллионный российский. И цена газа не так важна, как наценка. Объем экспорта и маржа – вот, что интересует китайское руководство. Стоит «коллективному Западу» (тьфу!) гарантировать китайскому политбюро приемлимую маржу и Китай сразу превратиться в защитника западной цивилизации.
Если ведущие евразийцы буксуют, может поискать ответ в противоположном лагере?
Дмитрий Львович Быков, к которому мы тоже относимся с большой симпатией, формулирует четче философа-евразийца. Быков утверждает, что нужно делать себя. Свое мнение он подкрепляет мыслью польского философа Лешека Колаковского: «Утверждать свою этику ежедневно». Как видите, без философии никуда не деться.
Если конкретно, то себяделание «по Быкову» – это самовоспитание, достижение совершенства, работа над текстами, а если не дал вам бог талантов для сочинения текстов – тогда помощь обездоленным или какая-нибудь тихая, анонимная благотворительность или деятельность по развитию молодежи, по формированию правильного мировоззрения.
Получается, себяделание предполагает некоторую отстраненность, почти эскапизм, уход во внутреннюю Монголию. Свои тезисы Быков озвучил еще в 2021 году. С тех пор многое изменилось – появился фактор Z, и совет Дмитрия Львовича не учитывает тот момент, что Россия, фактически, перестала быть обычным государством.
Сейчас Россия – это военная организация. На каждого гражданина у руководства есть планы, пусть большинство россиян и не догадывается об этом (неужели такие остались?). Поэтому делаем вывод, что для большинства россиян вопрос «Что делать?» неактуален. Делать будут, что скажут. В противном случае, непокорных и чересчур самостоятельных запишут в «пятую колонну» и делать будут уже не они, а с ними. Путин уже дал отмашку.
Что делать Кремлю?
Как это ни странно, но и у руководства страны вариантов нет. Ловушка организована крайне профессионально, поэтому Кремль движется в заданном фарватере между разбить лицо и потерять лицо. И то, и другое предполагает признание ошибок, а значит и потерю власти. На это люди мирские пойти никак не могут. Похоже, если кто-то действительно предсказывал, что Владимир спасет мир, то этот духовидец имел ввиду не Путина. А значит настало время невероятных событий, которые невозможно предсказать ни российскому Генштабу, ни китайскому Политбюро, ни американскому Госдепу.
Неужели пришла пора Гундяева?
Мы видим уникальный шанс со времен Крещения Киевской Руси. Одним своим словом и без потери лица патриарх способен остановить Z, очистить церковь и объединить христиан всего мира. Только патриарх может спасать заблудших овец без обвинения в принадлежности к «пятой колонне». Только патриарх имеет право поставить власть духовную над властью мирской.
Готов ли Гундяев явиться в осажденный и пылающий Киев, босым и с посохом, без охраны, в простенькой рубахе, как сказал бы Лимонов, и как в библейские времена превратиться из Гундяева в Кирилла? К слову, мирское имя московского патриарха Владимир. Да прибудет с ним сила, если он решится на поступок.