Впереди велосезон, а это значит, что настало время обновить техническое оснащение своих железных коней. В этой статье поговорим о видах велосипедных тормозов и расскажем, какие именно выбрать.
Виды велосипедных тормозов
Барабанные. Распространенный ранее, но сегодня все реже используемый тип – его устанавливают, как правило, на детские велосипеды и недорогие модели городских байков для взрослых. Тормозной механизм находится внутри втулки. Чтобы остановиться, достаточно нажать ногой на педаль в обратном направлении. Барабанные тормоза не боятся грязи и капризов погоды, но малейшая поломка лишает велосипедиста возможности тормозить и приводит к сложному ремонту, который не всегда возможен в походных условиях.
Ободные. Более современные и распространенные. Ободные тормоза сегодня можно встретить не только на городских, но и на дешевых горных байках. Остановка велосипеда происходит за счет сжатия обода колеса тормозными колодками. Существует несколько разновидностей ободных тормозов:
· V-brake. Именуемые также векторными тормозами, такие устройства просты в обслуживании, отличаются надежностью, эффективностью и демократичной стоимостью. Яркий пример – классика от Alhonga. К верхушке одного из рычагов подведен тросик, который при нажатии на ручку тормоза, расположенную на руле, передает тормозное усилие. В результате колодки прижимаются к ободу колеса, и велосипед останавливается. При возникновении поломки можно легко заменить такие тормоза – для этого достаточно иметь под рукой шестигранник и запасные рычаги или колодки. У конструкции типа V-brake есть ряд недостатков: она неэффективна, если обод грязный, ее невозможно поставить на колеса с широкими покрышками и измененной геометрией;
· кантилеверные. Как и в предыдущем варианте, тормозные колодки закреплены на рычагах, которые устанавливаются на вилку и раму сзади. Главный трос, идущий от рукоятки, через коромысло соединяется с поперечным тросом, связывающим рычаги друг с другом. При нажатии на рукоять тормоза трос на рычагах подтягивается, и колодки прижимаются к ободу. Данный тип тормозов не так эффективен, как предыдущий, но все еще находит свое применение. Например, кантилеверы могут устанавливаться на детские велосипеды – ребенок имеет небольшую массу тела, и резкое торможение на V-brake может спровоцировать полную блокировку колес и привести к падению. Кантилеверы тормозят более плавно, поэтому они предпочтительны для байков, рассчитанных на детей, которые только начинают знакомиться с велосипедом;
· U-brake (клещевые). Рычаги в таких тормозах напоминают клещи – они скрещиваются над колесом. Типичный представитель такого класса – Alhonga U-brake. Из-за простоты конструкции были распространены ранее, но низкая эффективность, большая масса и неремонтопригодность (производители постепенно прекращают выпуск таких моделей и запчастей к ним) привели к тому, что сегодня они редко используются на велосипедах;
· гидравлические. Вместо металлического троса в таких моделях установлена гидролиния с тормозной жидкостью. При нажатии на рукоятку велосипедист не тянет трос, а проталкивает жидкость, которая приводит в действие суппорты. Усилие на колодки передается в несколько раз быстрее, чем на механических моделях, поэтому торможение более эффективное.
Дисковые. Лидеры по популярности и эффективности. Из мира автомобилей они постепенно перебрались в велоспорт, и с 2011 года официально разрешены для использования в марафонах. Дисковые тормоза устанавливаются на шоссейные, горные и городские велосипеды, проще сказать, что почти на на любые велосипеды. Остановка велосипеда, оснащенного таким механизмом, производится за счет давления колодок на тормозной диск. Дисковые тормоза условно можно разделить на два типа:
· механические. Тормозная система такого типа проста в ремонте и отличается невысокой ценой. Тормозной суппорт и ручка тормоза на руле соединены металлическим тросиком. Со временем он может растягиваться и провисать, а в сложных случаях – застревать внутри рубашки. Однако стоит помнить о том, что механический дисковый тормоз можно легко отремонтировать даже в походных условиях – достаточно заменить поврежденный элемент;
· гидравлические. Торможение, как и в случае с дисковыми тормозами аналогичного типа, происходит за счет передачи усилия от рукоятки к суппортам посредством давления жидкости внутри системы. Гидролиния позволяет обеспечить максимальный контроль над усилием – достаточно легкого нажатия на рукоять, чтобы замедлить велосипед. Но и у этих тормозов есть один существенный недостаток: в случае повреждения трубок и вытекания жидкости вся система перестает работать и требует ремонта. Не каждый велосипедист возит с собой запасную гидролинию, поэтому для замены придется прерывать прогулку или тренировку и возвращаться домой.
Какие тормоза выбрать?
Если велосипед будет использоваться для редких прогулок в парке или поездок в магазин, достаточно ободных тормозов типа V-brake. Для тех, кто занимается циклокроссом и шоссейными гонками, подойдут кантилеверные тормоза, но все же, все больше моделей переходят на дисковые гидравлические из-за их большей эффективности. Если байк будет использоваться в горных дисциплинах с достаточным спортивным уклоном, то лучше установить на него дисковые гидравлические тормоза или сразу рассматривать покупку с этими тормозами. В целом, гидравлические дисковые тормоза подходят профессиональным спортсменам, а также тем, кто катается по сложному ландшафту на горном велосипеде и шоссе. Дисковая механика оптимальна для городских велосипедов, легких шоссейных моделей, горных велосипедов младшего и среднего класса, которые будут использоваться для ежедневных поездок без особого спортивного уклона, в рамках тренировок или прогулок.
Подписывайтесь на канал – здесь рассказываем об особенностях выбора и видах спортивного инвентаря.