Найти тему
Андрей Макаров

Самарский культурный дозор – выпуск №21. Жилой амбар в 5-м квартале

Оглавление

В поддержку Года культурного наследия народов России

Начало дозора здесь:

Предыдущий выпуск здесь:

Спустившись по улице Кутякова (бывшей Духовной) наш дозор переходит от четвертого квартала к пятому. Последний гораздо у́же своего соседа и имеет неправильную форму, приятно искажая унылую прямоугольную сетку самарских улиц. Это вдвойне приятно, когда понимаешь причину такого беспорядка: западная граница квартала, улица Максима Горького, в этом месте демонстрирует победу природного ландшафта над рукотворным, повторяя форму подножия холма, на котором стоит город.

Осмотр мы начнем с южной части квартала. Здесь на улице Кутякова стоят всего два дома. Оба вошли в список ценных градоформирующих объектов (ЦГФО) исторического поселения Самары, что вполне справедливо. Разве не заслуживает охранного статуса этот симпатичный и аккуратный дом №4!

Фото: автор
Фото: автор

В списке ЦГФО он датирован 1917-м годом. Почти весь его скромный декор сосредоточен на главном фасаде вдоль улицы Водников.

Фото: автор
Фото: автор

Тем не менее, нарядный карниз и арочные перемычки окон второго этажа делают здание привлекательным со всех сторон.

Фото: автор
Фото: автор

Вопреки традиции, выходящий во двор фасад тоже оштукатурен, а часть окон оформлена лепными наличниками. Тут есть даже балконная дверь, переделанная в окно.

Фото: автор
Фото: автор

Сам балкон теперь отсутствует, но его возникновение здесь вполне логично, ведь благодаря перепаду высот на крутом спуске улицы Духовной соседний дом не мешал обзору.

Фото: автор
Фото: автор

Жильцы второго этажа могли вечерами после трудов праведных выходить на балкон, чтобы полюбоваться Волгой в лучах заходящего солнца.

Фото отсюда: http://fotokto.ru/photo/view/5632541.html
Фото отсюда: http://fotokto.ru/photo/view/5632541.html

А теперь про соседний дом. Он в списке ЦГФО датирован 1878-м годом. Ожидаешь увидеть добротную эклектику с полным набором карнизов, наличников и сандриков, а видишь что-то непонятное.

Фото: автор
Фото: автор

Карниза практически нет, но при этом стены декорированы рельефной кладкой.

Фото: автор
Фото: автор

Декор резко заканчивается на середине верхнего этажа.

Фото: автор
Фото: автор

Оконные проёмы никак не привязаны к декоративным аркам, украшающим стены.

Фото: автор
Фото: автор

Въездная арка удивляет своими пропорциями. Когда в неё заходишь, хочется пригнуться. Это место не может не понравиться сторонникам альтернативной истории, ведь раньше арка наверняка была выше, а потом уровень грунта почему-то поднялся.

Фото: автор
Фото: автор

Впрочем, белокаменный цоколь здания до сих пор виден над землёй, значит его не так уж сильно присыпало. Уровень улицы Максима Горького вполне мог подняться здесь не из-за глoбaльнoй кaтacтpoфы, а в результате безобидного выравнивания крутого спуска улицы Кутякова.

Фото: автор
Фото: автор

При входе нагибаться не пришлось. Арка на самом деле выше, чем кажется. Потолок подворотни деревянный, оштукатуренный.

Фото: автор
Фото: автор

Вот мы и во дворе. Это вид арки изнутри.

Фото: автор
Фото: автор

Одна секция в дальнем конце двора выглядит необитаемой. В остальных частях здания живут люди.

Фото: автор
Фото: автор

На стене между вторым и третьим этажами хорошо виден заложенный кирпичом оконный проем с остатками характерной для старых домов кирпичной клинчатой прямой перемычки.

Фото: автор
Фото: автор

Современные окна явно пробиты значительно позже, чем построено здание, хотя и достаточно давно. Об этом свидетельствуют деревянные оконные перемычки, которые видны в местах, где обвалилась штукатурка.

Фото: автор
Фото: автор

Очевидно, мы имеем дело с каменным амбаром наподобие того, что стоит недалеко отсюда на бывшей усадьбе купчихи Маркеловой (ул. Крупской, 12-14).

Фото: автор
Фото: автор

Только наш побольше и до сих пор востребован, хотя и в новом качестве. Это новое качество по понятным причинам приобрело в Самаре особое негативное значение. Служебные постройки городских усадеб – конюшни, каретники, амбары – приспосабливались под жильё в послереволюционную разруху и при массовой эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Поэтому вполне объяснимо наше желание поскорее стереть с лица земли и из памяти эти травмирующие символы, заменив их аккуратными и комфортабельными жилыми коробками из стекла и бетона. Но едва ли такое решение будет дальновидным по отношению к дому на углу Кутякова и Максима Горького.

Мы и так не блещем знанием собственной истории, но продолжаем под благопристойным предлогом уничтожать уцелевшие артефакты. Что же касается нашего реконструированного амбара, это колоритнейший объект самарского градостроительства XIX века, в облике которого отчетливо отразились последующие эпохи, не уничтожив первоначальную основу.

Фото: автор
Фото: автор

Хотим мы того или нет, здание признано ценным градоформирующим объектом и в ближайшее время будет принято на государственную охрану. Останется ли оно жилым, покажет время. Но, думается, нам пора изменить своё исторически сложившееся отношение к обживанию бывших хозяйственных построек. В мировой практике есть немало примеров превращения старинных сараев и зернохранилищ в комфортабельные жилые дома. А мы-то чем хуже?

Спасибо, что дочитали!

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – нажмите «Поделиться» под текстом или слева на полях).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, весёлые тесты, забавные посты, а также прогулки по улицам старой Самары: Чапаевской, Фрунзе и Куйбышева.

Ваш Андрей Макаров