Что вы знаете о представителях датской живописи вт.п. XIX– п.п. ХХ в.? Какие имена можете назвать? Задумались? То-то же. Так получается, что мы с вами больше знаем французских и итальянских художников этого периода, а вот живописцы Северной Европы нам известны меньше. Давайте сегодня покажу вам работы одного из представителей как раз этой части Европы и как раз этого периода. Знакомьтесь: Педер Морк Менстед (1859–1941 гг.).
Педер Морк Менстед – мастер пейзажа, один из ярких представителей «золотого века» датской живописи. Родился в восточной части Дании на полуострове Ютландия близ города Гренаа. В 1875 году Менстед поступил в копенгагенскую Академию художеств, где его педагогами были Андриес Фритц и Юлиус Экснер; через год покинул ее ради учебы в живописной школе Петера Северина Кроера; позже отправился в Париж, где занимался в мастерской популярного тогда живописца Адольфа-Вильяма Бужеро.
Мастерство художника совершенствовалось во время многочисленных путешествий – по Швейцарии, Италии, Франции, Северной Африке, Греции. Пейзажи Педера Менстеда, посвященные преимущественно изображению полей, лесов и сельских видов, пользовались большой популярностью и принесли художнику заслуженный успех. Работы художника демонстрировались на выставках в Шарлоттенбурге, а также на салонах в Париже и Мюнхене.
Выражения «художник творит», «художник создает» стали обыденными и по этой причине почти утратили свой великий смысл. Но Менстед именно творил. Именно создавал. Он брал краски и делал из них землю и небо, воду и деревья. Из красок творил он и людей, и мальвы, и уток в пруду. Кто-то увидит в его стиле преобладание того, что мы с вами привыкли воспринимать как гиперреализм. Но на мой взгляд, его стиль – соблюдение удивительного баланса. Все это его «чересчур» оказывает удивительное восприятие на зрителя. Я рассматриваю картины и вдруг понимаю, что мое сознание воспринимает изображение как настоящие. Дыхание становится глубже. Погружаясь в пейзаж, вдруг оказываюсь не зрительницей, а участницей.
И палитра Педера Морка Менстеда удивительна. Кажется, будто картины омыты ключевой водой. Да что там картины, кажется, будто и зрение становится другим, с глаз спадает пелена. Изображаемое кристально чисто, не знает ни пыли, ни дымки, ни тумана. Но знает сень, рассеянную меж ветвей, тень, оброненную на землю.
Пространство Педера Морка Менстеда – это настоящий мир, полный неба с солнцем и облаками, земли, на которой растут леса и травы, дорог и рек, гор и изумрудных озер. И в этом мире в гармонии с окружающим и друг с другом существует освоенное пространство: в нем живут люди, домашние животные, золотятся поля и цветут палисадники. Люди заняты обыденным, неспешным трудом. И над всем этим миром вдруг возникает радуга – символ завета с Богом.
Всегда привередливо отбираю картины для публикации в статье. А работая с живописью Педера Морка Менстеда, не могла остановиться. Настолько захватил меня созданный им мир своей чистотой и искренностью. Хочется в этом мире жить. Хочется просыпаться и радоваться каждому новому дню. Хочется, засыпая, благодарить Бога за каждый прожитый день, что принес свои трудности и радости. А собственно, что нам мешает?
А вот статья Летние пейзажи, ласкающие взор: известный английский художник Питер Баркер.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.