Найти тему

Что я знаю об истории семьи и кому это надо

В наш копицентр в начале пандемии приходила клиентка, которая печатала материалы по своей родословной, собирала настоящую книгу. Интересно и заразительно рассказывала она, как искала документы, делала запросы в архивы и церковные приходы. Эта встреча навела меня на размышления о моей семье.

из семейного архива
из семейного архива

Не могу сказать, что в детстве и молодости я не проявляла интереса к своей семейной истории. Но как-то так получалось, что маме было все время некогда да и знала она не так уж много. А бабушка как партизан практически ничего не рассказывала о предках, а если такие разговоры случались, то чаще всего она расстраивалась и даже злилась на несправедливость по отношению к ней этого мира. В общем-то было на что злиться и о чем сетовать: дважды раскулачивали семью просто за то, что жили не бедно, крепким хозяйством и имели наемных работников на своем постоялом дворе. А то, что и сами вкалывали с утра до ночи рук не покладая, и другим работу давали, раскулачивателей не волновало.
Пришлось семье срываться с насиженного места и ехать в чужие края. Прадед был на руки мастер, на новом месте в поселке (Пермский край это сейчас) построил немало домов, некоторые из них еще и сейчас стоят, уж почти сотня лет прошла. Не сказать, что бедствовала семья, но зажиточной уж не стала. В Великую Отечественную вся мужская часть семьи была призвана в первые дни войны, никто по-моему не вернулся, нет даже похоронок, только сообщения о без вести пропавших в те же первые месяцы. Многочисленные бабушкины запросы в послевоенное время также не принесли ответов. Вот, пожалуй, и все что мне известно о временах дедов и прапрадедов.

Зато бабушка всегда поддерживала довольно тесные отношения с немногочисленной родней, наносила регулярные визиты вежливости и меня с собой частенько брала. Так что в детстве живых родственников я неплохо знала. Правда, в сложности родства, кто кому кем приходится, не сильно вникала. Но со смертью бабушки связи начали рассыпаться, а потом и вовсе времена пошли такие, что родственники за редким исключением уже друг за друга держаться не стремились. Я и сама уехала далеко от дома и живу большую часть жизнь далеко от родни. И еще всегда придерживалась мнения, что для меня важнее проверенные и надежные друзья, чем непонятные родственники.

Но я достаточно трепетно отношусь к всевозможным документам, фотографиям, письмам. Также храню рисунки-поделки своих детей, их школьные тетрадки и прочие артефакты.

Время от времени делала я попытки собрать какую-никакую информацию, но не слишком успешно, а скорее наоборот.

-2

И вот на 30-летие своего сына я решила - не начну сейчас, не сделаю никогда. Разберусь хотя бы с тем, что имею. Поэтому решила начать с конца, с дня сегодняшнего, постепенно углубляясь в прошлое на сколько получится, без фанатизма и значительных финансовых затрат. Для начала сидела разбирала и сканировала письма и фотографии, систематизировала по событиям, описывала и сделала сыну небольшой подарочный альбом. Как понимаете, времени на такие вещи требуется немало, а еще терпения, конечно же. Так что процесс не быстрый. Но занятие увлекает, затягивает. Чем больше погружаешься, тем интереснее становится, тем больше хочется узнать.

Нужно ли это кому-то кроме меня? Моим детям? Будут ли они хранить, беречь и пополнять собранное мной? Думаю, они сами решат. Но пока я что-то помню и могу задокументировать, думаю, это стоит делать. иначе и моим детям, если они вдруг захотят знать, однажды не у кого будет спросить. Ведь так?