Найти тему
Дачная пресса

Великаны

Оглавление

Карельские легенды

«Мифология не басня, а истина, действительность»
Н. Федоров (русский философ IX века)

По легенде, когда-то очень давно (задолго до финнов и лапландцев) территорию Карелии и Карельского перешейка населяли великаны, обладавшие исполинской силой. Выдумка ли это?

Почти все мировые мифы и легенды содержат рассказы про великанов, гигантов, исполинов, в далекие времена населявших землю: о них рассказывает вавилонский историк Берос (IV-III вв. до н. э.), в библиотеках Ватикана и епископата в Реймсе хранятся кодексы южноамериканских индейцев («Кодекс Риос» и «Кодекс Теллериано-Ременсис»), содержащие сведения о существовании великанов:

«Тогда взрослые должны были удалиться в страну Мистлан, а дети заняли места у чудотворного дерева. Это дерево вскормило детей своим молоком, как мать. Тогда образовалась новая раса великанов, которая существовала 4008 лет. Потом боги, недовольные ими, послали на Землю потоп. Когда потоп прекратился, возникла новая раса».

О великанах-рефаимах (предках Голиафа) повествует Ветхий Завет:

«В то время были на земле исполины… Это сильные, издревле славные люди»
(Библия. 6-я глава «Книги Бытия»).

Фигуры, изображения допотопных великанов или «предметы быта» исполинов встречаются, пожалуй, во всех культурах.

Гигантские статуи моаи на острове Пасхи
Гигантские статуи моаи на острове Пасхи
«Их тела были огромны, а лица настолько отличались от обычных человеческих лиц, что видеть их было удивительно, а слышать, как они говорят, страшно».
Римский историк Иосиф Флавий (I век н. э.)
Мансийское святилище "Семь менквов" (менквы – лесные великаны-чудовища, манси – финно-угорский народ в России)
Мансийское святилище "Семь менквов" (менквы – лесные великаны-чудовища, манси – финно-угорский народ в России)
Идол, найденный в Шигирском торфянике длиной 5,30 м с остроконечной головой (остроголовыми представляли менквов). Считалось, что лиственные рощи появлялись из оставленных менквами посохов, а тропы менквов становились руслами рек
Идол, найденный в Шигирском торфянике длиной 5,30 м с остроконечной головой (остроголовыми представляли менквов). Считалось, что лиственные рощи появлялись из оставленных менквами посохов, а тропы менквов становились руслами рек
Долина кувшинов (Лаос). По одной из легенд, в этой долине жили великаны
Долина кувшинов (Лаос). По одной из легенд, в этой долине жили великаны
Яг-Морт («лесной человек», в переводе с коми-зырянского) – великан из чудских/финно-угорских преданий
Яг-Морт («лесной человек», в переводе с коми-зырянского) – великан из чудских/финно-угорских преданий

Общим в мировых преданиях является то, что великаны были изначально добрыми, но потом озлобились и были наказаны за свои грехи – всемирным потопом, который истребил почти всё великанское племя. Вот здесь и начинается особый путь и история великанов, населявших Карелию.

«Великаны древней земли Корельской…»

В отличие от легенд про великанов других народов, в карельских легендах преобладают добрые великаны.

Н. Рерих «Лют-Великан» (1908)
Н. Рерих «Лют-Великан» (1908)

На роге Крикуне под красным бором,

На озере жил Лют Великан,

Очень сильный, очень большой, только добрый.

Лютый зверье гонял,

Борода у Люта —

На семь концов.

Шапка на Люте —

Во сто песцов.

Кафтан на Люте —

Серых волков.

Топор у Люта —

Красный кремень.

Копье у Люта —

Белый кремень.

Стрелки у Люта черные,

Приворотливые.
Н. Рерих «Лют-великан» (1900-1910 гг.)

У великанов, по преданиям, населявших Карелию, было много имен.

Метелиляйнены

В переводе это означает ‘создающие шум’ (meteli – ‘шум’). С невероятным шумом передвигались метелиляйнены по карельским лесам.

«Считается, что приближающегося метелиляйнена можно было услышать издалека. Люди этого народа не умели тихо и незаметно перемещаться, как буря, врываясь в густые леса, предупреждая о своей охоте все живое вокруг».

Великаны-метелиляйнены были охотниками и рыболовами. Они не вмешивались в «жизнь земли»: не тревожили землю, распахивая поля.

Интересно, что русское слово метель происходит от существительного мет, известного в диалектах и обозначающего ‘бросание, метание’. По карельским преданиям, великаны бросали огромные камни. Может быть, это еще одно объяснения имени «метелиляйнен» или, наоборот, – возникновения существительного мет?

Мунккилайнены

Это еще одно имя метелиляйненов. К сожалению, мы не смогли найти информацию, как и откуда возникло это имя и чем отличались мунккилайнены от своих собратьев-исполинов.

Народ Хийси

Это финское название великанов, данное в честь лесного духа Хииси, которого представляли как призрака или великана. Пожалуй, только великаны, носящие имя народов Хийси, ассоциируется в преданиях с чем-то недобрым, потусторонним, потусторонним миром. Каменные груды часто называют «сады Хииси». Считается, что народ Хийси ушел на дно водоемов и превратился в подводных великанов, живущих в водоворотах и водопадах.

Народ Ётун

Так называют великанов в древних исландских сагах. Ётун (Jötunn) в переводе с древне-исландского означает ‘обжора’ (похоже на современное название «снежного человека» – йети). Скандинавский бог грома и молнии – Тор – сражался с великанами этого племени.

Битва Тора с великанами, худ. Мортен Эскиль Винге (1872 г.)
Битва Тора с великанами, худ. Мортен Эскиль Винге (1872 г.)

Сыны Калевы (калеванпойки)

Так именовали великанов в прибалтийско-финском фольклоре (кстати, в русских былинах тоже есть сыны Калевы – Колывановичи). Возможно, это и совсем иные персонажи, не имеющие отношения к Метелиляйненам, но описание их «трудов» идентично описанию деятельности Метелиляйненов: они так же играли, бросая камни, в результате чего создавались гряды каменных глыб. Но сыны Калевы были пахарями (в отличие от метелиляйненов), поэтому, возможно, валунные гряды – это результат расчистки полей для пахоты.

Кадр из детского диафильма «Сын Калева» (1978 г.)
Кадр из детского диафильма «Сын Калева» (1978 г.)

Там, где молчит история, говорят камни

Считалось, что великаны Карелии имели необыкновенную силу, главным свидетельством которой и сегодня остаются гряды огромных каменных глыб, то ли брошенных великанами из озорства или в драке, то ли созданных в результате расчистки великанами полей под пахоту.

Брошенный великаном камень становился порогом на реке; озерные рифы – это мосты, которые не достроили великаны.

По еще одной версии, такие скопища камней – это древние захоронения великанов (кстати, согласно славянским былинам, богатыри-великаны в конце жизни превращаются в огромные каменные глыбы, то есть окаменевают).

Они билисе-дралисе трои суточки,

И они вси-то же из сил да всё повыбились,

А как они тогда же, все богатыри,

Как подъезжали-то ко стенам да ко каменным,

А какой приедет-от тут да тут же всё окаменет
«Камское побоище», или «Гибель богатырей»
Былина в записи А. Маркова (1899 г.)

Хотя многие не склонные верить легендам люди считают, что скопища камней в Карелии — это результат шествия ледника по Южной Карелии (талых ледниковых вод во время деградации последнего ледникового покрова 12 тыс. лет назад) – практически валунные озовые гряды.

Согласно легендам, великаны-метелиляйнены могли плавать в каменных лодках. Ну, и рассказывают, что в Карелии до сих пор можно найти камни с огромными следами ступней великанов (следы Хийси).

«…Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам…»

Великаны в карельских поверьях так и оставались добрыми, они не были наказаны, а просто ушли. Появление обычных людей – пахарей – удивило и напугало их. Вот несколько версий этой легенды.

«Великанская дочка заметила однажды пахаря, шедшего за упряжкой быков: она взяла его вместе с быками, как игрушку, домой. Родители-великаны усмотрели в появлении пахарей предзнаменование своей гибели».

«Однажды девушка-метелиляйнен случайно наткнулась в лесу на чужака, который пахал землю на лошади. Она побежала к отцу и все ему рассказала. Отец велел отвести его к тому месту и, увидев пахаря, понял: "Нам придется уйти отсюда и оставить землю пришельцам. Они такие сильные, что не боятся тревожить землю».

Помнят великанов плесы озерные.

Знают великанов пенья дубовые.

Великаны снесли камни на могилы.

Как ушли великаны, помнит народ.

Повелось исстари так,

Говорю: было так

Н. Рерих «Лют-великан» (1900-1910 гг.)

И уплыли, по преданию, великаны из Карелии на больших плоских красных камнях…

Одна из легенд о метелиляйненах

По одной из легенд, хотя думается нам, легенда это художественная, придуманная не так давно:

Загородный клуб «Дачники.»

В окрестностях Загородного клуба «Дачники.» повсеместно можно встретить каменные гряды. Разбросаны или они великанами? Возможно.

На маршруте терренкура «К старому финскому источнику» можно увидеть настоящую каменную реку.

Россыпи поросших мхом валунов ждут путешественников на маршруте терренкура «Вдоль восточного берега Красного озера».

Валуны на маршруте терренкура «К старому финскому источнику»
Валуны на маршруте терренкура «К старому финскому источнику»

В 35 км от Загородного клуба «Дачники.» находится заповедник «Гряда Вярямянсельскя», по которому подготовлен одноименный терренкур. Одна из троп этого терренкура носит название «Тропа метелиляйненов». Возможно, здесь действительно можно встретить доброго великана метелиляйнена?

Приезжайте в Загородный клуб «Дачники.», исследуйте тропы великанов, каменные реки и огромные валуны. Погрузитесь в атмосферу мифологического, а правильнее будет сказать «мифического», Карельского перешейка. Пусть ваш отдых в «Дачниках.» наполнится сказочными впечатлениями!