Говоря о массовой культуре, мы обязательно в первую очередь придём к работе Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс».
Он был первым, кто дал развёрнутую и доскональную формулировку этому феномену, предостерегая, чем тот опасен для европейской культуры.
Массовый человек – элемент общей системы – массы, лишенный каких-либо личностных достоинств, шестеренка в большом механизме, которая осознаёт и признаёт своё место, при этом испытывая радость, осознавая, что он «такой же, как все». Продукт эпохи комфорта, который не хочет думать и особо заморачиваться, а с аппетитом потребляет то, что ему предлагают производители. По сути это пустой человек, за которого думает и решает кто-то другой, наполняя необходимым содержимым.
Если говорить отдельно о потреблении, с удовольствием слушаем Бодрийяра и его великолепную характеристику «Общества потребления», где даже понятие «счастье» человек связывает с обладанием тем или иным предметом, который, в свою очередь, полностью теряет практическую ценность и возводится культ. Об этой книге есть отдельная статья:
Гюстав Лебон в трудах «Психология народов и масс» пишет о подавлении личности сознательной личностью бессознательной, коллективной душе, где отдельный человек уже просто не существует и не имеет своей воли, становясь частью организованной толпы. Лебон выделяет основными свойствами толпы: анонимность (безнаказанность), зараза (распространение мнения), внушаемость (толпу легко заставить видеть даже то, чего нет на самом деле). Мне очень понравилась идея о том, что самые страшные и ужасные вещи воспринимаются толпой достаточно позитивно и трепетно, если просто назвать их благозвучными словами (пугающе актуально, не правда ли?)
И, пожалуй, остановим своё внимание на работе Элиаса Канетти «Масса и власть». Пока ещё нахожусь в процессе её изучения, такие труды потребляю медленно и дозировано. В книге Нобелевского лауреата великолепно описывается взаимоотношение власти и массы, рычаги давления и подавления, принципы и механизмы управления и манипуляции толпой, в первую очередь, естественно, через страх смерти.
На мой взгляд, именно сегодня данные труды актуальны, как никогда. Многие процессы действительно становятся прозрачнее и яснее, особенно общественные волнения и реакции на те или иные раздражители, которые ранее мне были непонятны. Читая данные произведения, прекрасно осознаёшь механизм действия пропаганды и методы влияния на общество, логичными кажутся все вытекающие реакции мировой общественности и представителей отдельных стран.
От этого не легче и не проще – напротив, приходит печальное ви́дение, насколько легко управлять коллективным разумом толпы.
Но если для вас знание (горькая правда) важнее домыслов и пустых предположений (сладкой лжи), рекомендую почитать, осознать и отщепиться от всеобщей истерии.