Люди, обучаясь навыкам, проходят 4 стадии:
1. Неосознанная некомпетентность «Я не знаю, чего я не знаю,/умею»
2. Осознанная компетентность «Я знаю, чего я не знаю,/умею»
3. Осознанная компетентность «Я знаю, что я знаю,/умею»
4. Неосознанная компетентность «Я не знаю, что я знаю,/умею»
Мы же хотим поделиться стадиями обучения людей коммуникации.
Условно эти стадии, можно представить 4 уровнями, мы называем их - «4 уровня профессионального развития коммуникатора» и объединить их в 2 подгруппы «Наука» и «Искусство»
НАУКА
Первые два уровня профессионального развития коммуникации – это :
Содержание (контент): вербальный уровень — “что”
Процесс: невербальный уровень — “как”
Содержание (контент) – «ЧТО»
Когда коммуникатор новичок в какой-либо должности, дисциплине, отрасли или культуре, его фокус внимания всегда направлен вовнутрь себя, он сосредоточен на содержательном уровне общения человек. Ищет слова, которые нужно произнести, или, если слушает, пытается понять, что говорит человек.
Как только человек осваивает это уровень «Что», он переходит к тому, как передать имеющееся у него содержание и начинает работать над уровнем «как».
Процесс – «КАК»
Этот второй этап профессионального развития — процессный уровень общения — включает в себя изучение и практика элементов невербального общения. Невербальные факторы, являются основными факторами, определяющими силу любого общения.
Как только коммуникатор узнает диапазон невербальных форм и приемов поведения, которые он может использовать, возникает вопрос, когда их использовать.
ИСКУССТВО
Последние два уровня профессионального развития:
Восприятие: выбор времени — “когда”
Восприимчивость: разрешение — "есть ли”
Восприятие — “КОГДА”
Пример: на собрании, если коммуникатор говорит, опустив руки под стол, он будет привлекать меньше внимания, чем, если бы он говорил и жестикулировал.
Профессиональный коммуникатор понимает, когда ему стоит подключить этот паттерн, а когда следует оставаться менее заметным.
Опытный коммуникатор может переходить к более эффективному поведению, по собственному желанию, оставляю в сознании слушателей те моменты, которые он хочет, чтобы люди запомнили.
Знание того, когда нужно убрать локти со стола, а когда положить их на стол является примером уровня восприятия.
Высший уровень профессионального развития коммуникатора - это восприимчивость (разрешение) «Есть ли».
Восприимчивость— "ЕСТЬ ЛИ”
Что такое восприимчивость?
Что касается отдельного человека, то это когда мы видим готовность собеседника слушать, а также видим ожидания человека, т.е. получаем ответ на вопрос «есть ли у нас разрешение говорить»
Что касается компании, мы ищем нужный эффект от нашей репутации, узнаваемости своего имени и связей с влиятельными людьми, т.е. расширяем свое разрешение на коммуникацию, тем самым расширяя сове влияние.
Как только этот уровень, достигнут, и поддерживается, общение становится проще.
Почему?
Каждый из уровней профессионального развития заменяет предыдущий уровень.
Пример: кто-то, кого высоко ценят (разрешение), может меньше задумываться о процессе донесения, или сбора информации и все же это сообщение будет более запоминающимся, чем то же самое сообщение, переданное неизвестным человеком, у которого отличная невербальная передача.
Руководитель может меньше задумываться о совей невербалике общаясь со своими сотрудниками.
Другим примером разрешения, может быть:
Ваш друг с меньшей вероятность ударит вас, если вы его оскорбите, чем посторонний человек, т.к. между вами и другом существуют положительные отношения (т.е. разрешение).
Мы знаем, что большинство людей хотят заняться именно искусством общения, перемахнув через науку, но это все равно, как молодой ученик, хочет познать искусство кунг-фу без физических упражнений и ежедневной практике.
Наука общения должна быть изучена в первую очередь, если мы хотим достичь Искусства Общения.