Найти тему
Blaze Racing Group

Осваиваем слайдинг

Оглавление
Москва, Крылатское
Москва, Крылатское

Для начала я рекомендую посмотреть семинар Макара Юрченко (@makaron76) про слайдинг. Он проводил его пару раз и у него его можно приобрести в записи по разумной цене. Макар хорошо и довольно доступно объясняет что, как и почему и приводит примеры.

Для слайда заднего колеса необходимы две составляющие:

  • Наклон мотоцикла.
  • Большая разница между скоростью вращения колеса и скоростью движения мотоцикла, которая достигается либо газом, либо задним тормозом.

Поясню мудреную формулировку второго пункта. Когда мы открываем газ достаточно резко, колесо начинает вращаться быстрее и может потерять зацеп, что приведет к его проворачиванию относительно асфальта. Такая же история может случиться, когда колесо блокируется при торможении задним тормозом. Это и есть слайд.

Подписывайтесь на мой Телеграм канал, чтобы не пропустить самое интересное: https://t.me/blazutskiy

Зачем нужен слайд?

Спортсмены с помощью слайда “ломают” траекторию на полотне, выруливают там, где казалось бы быстро это сделать трудно. Чаще всего применяется в супермото или в шоссейно-кольцевых гонках на особо мощных прототипах. Ну и понт, конечно, куда без этого.

Как начать слайдить?

Тренировка на площадке
Тренировка на площадке

Если у вас нет флеттрека под боком и соответствующего мотоцикла, то езда на кроссовых/эндуро мотоциклах по льду на шипах - лучшая альтернатива.

Также относительно безболезненно можно учиться жить с заносом на питбайках. Обычные кроссовые трассы тоже подойдут, хотя это будет несколько труднее психологически.

Далее в списке идут супермото и последними стоят спортбайки на асфальте, потому что тут цена ошибки может стоит дорого и по деньгам, и по здоровью.

Я не стану пересказывать весь семинар Макара, а лишь сосредоточусь на некоторых деталях, которые лично мне удалось раскусить в попытках научиться слайдить.

Лед

Для обучения я выбрал лед, как самую безопасную и простую площадку для освоения в отечественных реалиях. Арендный кроссовый мотоцикл на шипах, билет на лед и вот мы готовы начинать. Оговорюсь, что новичку вроде меня пройти весь путь за одно занятие точно никак не получится, хотя в повествовании может показаться, что процесс был непрерывен.

Для начала всегда надо привыкнуть к новой технике и условиям. Так что какое-то время аккуратничаем. Размялись на площадке, попробовали наклонять мотоцикл, выставлять ногу и локти? Пора приступать к тренировке.

Слайд в повороте состоит из двух частей, которые надо попрактиковать по отдельности и потом связать в единое целое.

Начнем со слайда на выходе

Московская область, Петрово-Дальнее
Московская область, Петрово-Дальнее

Выбираем поворот на ледовой площадке или на трассе и начинаем его проходить снова и снова. С каждым последующим прохождением стараемся увеличить наклон мотоцикла и подачу газа на выходе (или что-то одно). Действуя так, рано или поздно вы сорвете заднее колесо. На льду это сделать очень просто.

Чтобы прекратить слайд надо соответственно плавно снизить подачу газа и/или выпрямить мотоцикл. Сначала это будет происходить скорее рефлекторно, когда вы будете сразу в начале заноса закрывать газ.

Теперь задача постараться продлить занос. То есть найти то сочетание угла наклона и открытия газа, когда у вас мотоцикл слайдит, и не менять его как можно дольше, поддерживая слайд. Здесь могут начаться падения, если перестарались и сильно понесло. Тут важно упомянуть, что руль для поддержания заноса следует поворачивать в сторону заноса. И не забывать страховать себя опорной ногой на случай срыва переднего колеса.

Если совсем понесло, то можно выжать сцепление: так одновременно будет снята тяга с колеса и не будет эффекта торможения двигателем (пробуйте аккуратно - резкая потеря тяги в скольжении может спровоцировать хайсайд).

Слайд на входе и переход

Вот мы научились красиво слайдить на выходе, постепенно уменьшая угол наклона и обеспечивая себе мощный выход на полной ручке. Самое время начать практиковать слайд на входе.

Здесь практика строится уже на замедлении вращения заднего колеса. Для срыва нам понадобятся:

  • Затормозить передним тормозом, чтобы разгрузить заднее колесо.
  • Спустить передачи вниз.
  • Прижать задний тормоз и заблокировать заднее колесо.
  • Наклонить мотоцикл.
  • Открыть газ и уйти на выход.

Последний пункт как раз связывает слайд на входе со слайдом на выходе. Звучит очень просто, но на деле - это задача нетривиальная.

На самом деле на льду и на грунте чтобы заблокировать заднее колесо, достаточно просто хорошо нажать на педаль заднего тормоза. Зацеп итак очень условный, потому этого хватит. Чтобы ехать юзом на питбайке - можно провернуть ту же схему, что отлично проделывают ученики любого уровня на тренировках Макара. Схема выше может быть использована на асфальте, но как мне кажется, в итоге лучше прийти в своих тренировках именно к ней. Так вы наработаете моторику и познаете несколько подводных камней.

Мои наблюдения

Что-то пошло не так, а потом так
Что-то пошло не так, а потом так

Когда начинаешь добавлять новые элементы в уже привычную схему - все рушится, голова не справляется, действия выходят заторможенными. Самым трудным для меня стал вход. Я забывал отпустить задний торомоз перед открытием газа, забывал отпустить передний тормоз перед прожиманием заднего для срыва колеса, забывал выставить ногу или не мог, например, наклонить мотоцикл при уже сорванном заднем колесе. И много падал.

Когда открываешь газ в слайде - это надо делать еще аккуратнее, чем просто в наклоне. Потому что ты уже и в наклоне, и колесо уже сорвано. Пару раз на льду попытался даже отхайсайдиться, когда открывал газ “как привык”.

Открывать газ особенно поначалу надо сразу после того, как сорвал заднее колесо тормозом. Потом будете уже пристреливаться, продлевать эффект скольжения, учиться правильно разворачивать на нужный угол. Сначала просто найдите правильный переход. Гладкость этого перехода даст больше безопасности всему маневру.

Чтобы не пропустить новых статей и материалов, подписывайтесь на канал. Больше интересного в моем Телеграм канале: https://t.me/blazutskiy