Найти тему
Библиотеки Коломны

Качественный читатель, или история об убийстве браздов.

Оглавление

Теория и практика медленного чтения от Библиотек Коломны

Часто книга оставляет читателя равнодушным или даже отвращает от себя. Кто обвиняется в этом? Писатель за то, что не смог увлечь, и переводчик за дурную адаптацию текста. Но что если восприятие литературы во многом зависит именно от качества чтения?

Какие эмоции у вас возникали во время чтения «Евгения Онегина» в школе? Хотелось бы вам прочитать это произведение сейчас?

Многие ответят отрицательно. Осуждать их мы не имеем права, просто потому что в школе не обучают качественному (медленному) чтению, которое раскрывает перед читателем даже не двойное дно смыслов, а целый погреб скрытого подтекста, чуланчик авторских намёков и малозаметных деталей.

Для повышения качества чтения советский писатель, литературовед Н. Я. Эйдельман предложил особую технику чтения, обозначенную им термином, широко применявшимся в XIX и в начале XX века, – медленное чтение.

Вспомним школьную байку, которая до сих пор гуляет по Сети, про понимание школьниками Пушкина:

«Современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. У некоторых она была ещё и похожей на кубик (КУБитка).
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. У некоторых она была ещё и похожей на кубик (КУБитка).

Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. У некоторых она была ещё и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что или, вернее, кого? "Бразды пушистые". Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть «браздов», детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.

За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик. Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ею безобразиям. Рождённый копать летать не может! Самым трудным словом оказалось «облучок». Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на «пятой точке» (в некоторых вариантах - на обруче).

То есть нет несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с весёлым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землёй несётся кубическая летающая хреновина, под её смертоносными ударами летят кровавые ошмётки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой[1]».

[1] https://archive.aif.ru/archive/1704424

Сколько вымысла в этой истории, мы сказать не можем, но как непосредственные наблюдатели за детским чтением, утверждаем, что она недалека от правды. Здесь произошел полный отрыв от понимания смысла текста просто потому, что у первоклассника не хватает словарного запаса. Он не представляет, что же такое из себя представляет эта самая кибитка и начинает адаптировать ее под свой уровень понимания, исходя из имеющегося контекста.

Большой пласт классической литературы в школьной программе состоит из произведений, насыщенных устаревшей лексикой. Но не только вышедшие из употребления слова могут вызывать затруднения у читателя. Мы не зря упомянули «Евгения Онегина» в начале статьи. Обратимся к конкретным примерам.

Академик Д.С.Лихачев любил приводить в качестве иллюстрации строфу II пятой главы, которая начинается всем знакомыми с детства строками:

-3

Если бы осенняя погода простояла дольше, озимые погибли бы. Крестьянин торжествует и радуется снегу, так как выпавшим снегом на третье в ночь спасён урожай[1].

Еще один замечательный пример возьмём у Н.Я. Эйдельмана:

«И разве десятки миллионов людей не произносят радуясь строчку

Мой дядя самых честных правил...

вовсе не подозревая или давно позабыв, что здесь - вежливый эквивалент фразы "мой дядя осел" (потому что Пушкин напоминает своим читателям об очень известной тогда строке Крылова:

Осел был самых честных правил...

И уравнение легко решается: "мой дядя" и "осел" - оба "самых честных правил" и, стало быть, равны друг другу)[2]». Как часто, оказывается, мы сами, того не подозревая, убиваем несчастных браздов, не понимая контекста!

К счастью, к «Евгению Онегину» существует всеобъемлющий труд Юрия Лотмана «Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин"»[3], который поясняет устаревшую лексику, литературные отсылки, историческую канву, влияющую на понимание сюжета, детали быта, костюма, светских приемов и другие нюансы.

Давайте вспомним, как отзываются деревенские соседи об Евгении Онегине»:

«Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино…»

«Фармазон — испорченное название члена масонской ложи (франкмасон) скоро сделалось ругательством со значением «вольнодумец».
«Фармазон — испорченное название члена масонской ложи (франкмасон) скоро сделалось ругательством со значением «вольнодумец».

Однако соседи обвиняют Онегина не в пьянстве, а в мотовстве: он пьет целыми стаканами дорогое импортное вино, соседи же употребляют напитки домашней фабрикации. "Наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой" (II, III, 10–11), равно как и подаваемая в доме Лариных брусничная вода (III, III, 7–8), — это ягодные алкогольные напитки слабой крепости. Боязнь Онегина, чтобы брусничная вода ему "не наделала б вреда" (III, IV, 14), объясняется привкусом дрожжей при неполном брожении»[4]. Проще говоря, Евгений боится диареи от самодельной бражки, а соседи не понимают, как можно тратить столько денег на алкоголь, если его можно сделать дома. Это отличный пример того, как понимание исторических и бытовых реалий помогает раскрытию смысла произведения. Не понимая причины обвинять Евгения в питье вина стаканами, можно подумать о том, что он в деревне спивается. Думая таким образом, мы убиваем очередного бразда.

Но что же делать с другими произведениями, к которым нет комментариев? Осваивать эту технику самостоятельно. Журнал «Нож» опубликовал отличную статью о медленном чтении[5]

[1] Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература https://www.litmir.me/bd/?b=571718

[2] Эйдельман Н. Я. Учитель читать! http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/NYE/READ.HTM

[3] Лотман Ю. Комментарий к роману А. С. Пушкина 'Евгений Онегин" https://informaxinc.ru/lib/pushkin/lotman_eo1.html

[4] Там же.

[5] Гуенко Г. Искусство медленного чтения: как научиться понимать больше, а забывать — меньше — Нож https://knife.media/slow-reading/

Делимся с вами выдержками о том, как развивать медленное чтение.

Перечитывайте.

В предисловии к своим лекциям о европейской литературе Владимир Набоков говорил: «Пусть это покажется странным, но книгу вообще нельзя читать — ее можно только перечитывать. Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель»[1].

[1] Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. О хороших читателях и хороших писателях http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-zarubezhnoj-literature/o-horoshih-chitatelyah.htm
[1] Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. О хороших читателях и хороших писателях http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/lekcii-po-zarubezhnoj-literature/o-horoshih-chitatelyah.htm

Сосредоточьтесь на отдельном фрагменте

Невозможно медленно прочитать большое произведение — к счастью, это и не нужно. Свое умение вчитываться в текст необходимо практиковать на небольших фрагментах.

Найдите ключевые места

Самые «ударные» места в любом произведении — его заглавие, начало и конец. Если с заглавием всё очевидно, то с началом и концом — не совсем. Попробуйте сопоставить начало и финал книги, которую читаете. Например, гоголевский «Ревизор» начинается с того, что Городничий сообщает своим подчиненным «пренеприятное известие» и один из них, Лука Лукич, восклицает: «Господи Боже!» — а заканчивается тем, что Городничий оказывается «посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою». (Напомним, что Христа распяли за благую весть о наступлении Царства Божия.)

Прочувствуйте стиль

В том, как автор строит предложения, к каким метафорам он прибегает и с какой целью он их использует, отражается его взгляд на мир. Гнаться за сюжетом, проглатывая в неделю по пять книг, — значит не видеть за напечатанными буквами личность с индивидуальной манерой и темпераментом.

Будьте подозрительны

Уверены ли вы, что Гумберт Гумберт, педофил из «Лолиты», до конца с вами откровенен? Помните ли вы, кто именно изложил своему приятелю-литератору всю жизнь Обломова? А не мог ли рассказчик из «Бедной Лизы» за тридцать лет, прошедших после описываемой в повести истории, что-нибудь напутать или приукрасить? Каким образом Белкин в «Станционном смотрителе» подглядел сцену между Минским, Дуней и Выриным в доме первого? Не водит ли автор читателей за нос?

Смотрите в словарь

Приучите себя проверять значения всех незнакомых слов, особенно прилагательных: с течением времени они существенно обогатят вашу речь. Обращайтесь к словарю и тогда, когда какое-то слово кажется вам знакомым, но точное определение вы дать не в силах. Помните про говорящие имена. Используйте комментарии.

Оставляйте заметки, рисуйте схемы и планы

Заметки на полях книги или в отдельном блокноте обучают нас не только критическому, активному подходу к тексту, но и умению точно и сжато оформлять свою мысль. Интуиции и догадки, не зафиксированные на бумаге или электронном носителе, так и останутся туманными впечатлениями и сгинут в небытие.

Сначала читайте сам текст, и только потом критику

Любой мысли надо прежде всего позволить быть собой, без «помещения» ее в определенную эпоху, направление или стиль. Это относится и к художественной литературе: перед тем, как знакомиться с критикой, прочтите произведение сами.

Желаем вам медленного чтения и как можно меньше убитых браздов!