— Мамочка, можно мне ещё один мультик? - просит меня мой четырехлетний сын.
Один кивок головы, и я уже «самая лучшая в мире». С другой стороны, зудит здравый смысл, ребёнок уже час у телевизора. Из шкафа подглядывают Петрановская и Гиппенрейтер.
– Дорогой, ты уже посмотрел два. Мы же договаривались.
– Но мне очень хочется. Разреши, пожалуйста.
В ожидании моего решения сжались маленькие кулачки, затряслась нижняя губа, покраснел носик, уголки глаз опустились.
– Сынок, мы договаривались только на два. Значит, этот был последним.
Три. Два. Один. Пуск.
ААААААААААА-УУУУУУУУУ
Началось.
Не знаю, как у вас, но мои дети истерики закатывают качественные, на «пятерку», с подвыванием, всхлипываниями и душераздирающими причитаниями.
– Бедный я бедныыый. Как меня жалкооо. Всем жалкоооо. А мама злая, ей не жалкоооо.
Еще один мультфильм, порой, мне нужен больше чем ему: горит проект на работе, срочно нужен ужин, хочу немного побыть одна, нет сил на очередную истерику.
Внутренний червячок подтачивает: «Да разреши ты ему уже, насладись ролью хорошей мамы».
С подобной ситуацией сталкивались, наверняка, все родители. Отличия только в желаниях и аргументах.
Четырнадцатилетний сын моей знакомой, например, недавно угрожал выброситься из окна, если ему не купят новый телефон. Мол, жить ему незачем, когда у всех в классе есть, а его родители по непонятным причинам не согласны на ежемесячный платёж 5000 рублей.
Слава богу, все закончилось хорошо: сын в порядке, “яблоко” раздора в магазине, родители в шоке.
В чем же причина? Случайность? Гормональный взрыв? Ретроградный Меркурий?
Совсем нет.
Капризы моего ребенка и выходка сына подруги - одного поля ягоды. Только, если в случае с четырехлеткой это - черничка, то в четырнадцать - это полновесный арбуз.
Дети в любом возрасте точно знают, на какие кнопки давить: страх, вина, сравнение, истерика. У каждого взрослого свои слабые места.
Скажу честно, я - слабачка. Ведусь и соглашаюсь очень быстро. В этот момент невнятно бормочу себе под нос про нетравмирующее воспитание. Мне не сложно включить мультфильм, купить сто первую через-пять-минут-никому-ненужную машинку, разрешить пообедать конфетами.
Мой же муж в этом плане - кремень и черствый сухарь. В нашей паре он - плохой полицейский, тот человек, которому “не жалко”.
А что говорят психологи? В поисках ответа перечитаны и переслушаны почти все современные знатоки детской психики, посещен не один десяток семинаров.
Супруг от научных изысканий уклонился, аргументировал тем, что ни Зицер, ни Макаренко его не переубедят.
А переубеждать, оказывается, не в чем.
Все сходятся во мнении, что «жалко» - самое опасное слово по отношению к ребёнку.
Потакая капризам и ведясь на манипуляции, мы лишаем детей важного опыта.
До пяти лет дети учатся проживать отказы, расстраиваться и прокрастинировать. Как раз на мультиках, машинках и конфетах.
Подростки, недополучившие такого опыта в раннем возрасте, склонны к истеричному поведению, депрессиям и провокативным манипуляциям.
Получается, не детство, а тренировочный полигон какой-то.
Так хочется оставаться любимой мамочкой, а не майором Пейном.
Что делать? Снова слушать психологов-гуманистов.
Они призывают родителей развивать эмпатию, внимание и восприятие.
Желания ребёнка всегда глубже, чем машинки-мультики-телефоны.
За вполне конкретными и относительно легко выполнимыми требованиями часто стоит потребность во внимании и признании, ревность, обида или страх.
Задача родителей не пропустить важное, верно оценить запрос и адекватно на него среагировать.
И, самое главное, быть рядом, вместе проживать любые эмоциии, обнимать, любить, и немного баловать.