Платон в своем magnum opus «Государство», делил реальность на мир идейный и мир материальный. Мы не наблюдаем истинную суть вещей, они лишь жалкое вещественное отражение настоящего мира, того, который существует в виде образов. В XX-XXI веке потребительское отношение к жизни приобрело массовый характер. Люди перестают уважать нематериальные, интеллектуальные ценности, подменяя их материальным отношением к своей жизни и к жизни других людей.
Консьюмеризм, как общественное движение за права потребителей начал оформляться к середине XX века, что на мой субъективный взгляд дало основу современной системе ценностей. Идея этого движения была в том, чтобы покупатель мог влиять на продавцов посредством права выбора товара: предоставления информации о товаре, ограничения поставок опасных товаров на рынки сбыта, расширения выбора предоставляемых позиций, который формировался на основе запросов потребителя, а не производителя. С одной стороны это дало положительный эффект, позволив человеку влиять на предложение, тем самым вызывая и развивая спрос в проблемных отраслях рынка товаров и услуг. С другой стороны, рынок начал переполняться товарами, которые отличались лишь названиями брендов, качеством (автомобили, станки), но, тем не менее, в полной мере соответствовавшими выполняемым функциям.
После переполнения рынка необходимыми товарами, он начал наполняться изделиями меньшей необходимости на «вкус и цвет». Текстиль, электроника, бытовые приборы, все словно волной хлынуло на рынки сбыта, завалив точки реализации товара ширпотребом. Из-за этого пострадало качество (всем известна репутация китайских товаров, а также изделий, которые изготавливались кустарно в подвалах низкооплачиваемым трудом приезжего населения) и, если ранее это отражало реальность, в современном мире подобные моменты приобрели стереотипные ярлыки. Качество товаров идет вверх, но люди привыкли доверять ширпотребным брендам, так и появились так называемые, «престижные» и «импортные» вещи, которые имеют ценность лишь в головах обладающего. Такие вещи, как и прежде, имеют повышенный спрос, что формирует также и завышенную цену на них.
Спустя 40-30 лет с момента тотальной консьюмеризации, люди начали разделять друг друга на классы по различным категориям: марка телефона, одежды, автомобиля, мебели; пытаясь свести к минимуму оценочные суждения о человеке через его личностные черты, качества, достижения. Люди, как субъекты, в XXI веке оформились в идею, которая таит в себе много глубинного, а общество смотрит на субъект как на вещь, которая через свои финансовые возможности обладает такими же вещами, менее ценными, чем сам человек. Данная категоризация также имеет свои плюсы и минусы. Из отрицательных аспектов можно обозначить нивелирование человека как индивида и потребительское отношение к каждому встречному. Из положительных сторон можно обозначить высокую конкурентоспособность в обществе, что может являться мотивацией для достижения успехов (своеобразное стремление выделиться из серой массы за счет увеличения достатка и приобретения брендовых вещей).
В эпоху рыночного капитализма, когда каждый ленивый с низким или средним доходом может оформить потребительский кредит, рассрочку, или затянуть туже пояс на пару-тройку месяцев и купить себе что-то значимое в глазах других, и соответственно более дорогостоящее, данная категоризация вновь теряет свою актуальность, но остается «ярлыком» в глазах общественности. Все всё знают и понимают, но все равно предпочитают встречать и провожать по одежке. На мой субъективный взгляд, рано или поздно все должно вернуться к точке, с которой все начиналось: простота в одежде, аксессуарах выйдет на первое место и сменит оценочные суждения в адрес обычного человека.
Теперь перейдем от мира вещей к миру идей, который затронут в заголовке данной статьи. Мало кто из обычных людей удостаивается оценки через интеллект и личные качества, большее внимание уделено внешним аспектам и атрибутам. Но человек не свой мобильный телефон, не своя одежда, не свой дом. Человек – набор характеристик, которые проявляют себя в той или иной ситуации, определенном окружении, месте. Никто не желает быть оцененным через чистоту обуви, все хотят уважения и почитания за то, кто они есть в отрыве от мира вещей. И здесь мы натыкаемся на стандартную ошибку атрибуции.
Для незнакомых поясню общими словами: люди, достигшие определенных результатов, в глазах других людей не заслужили этих результатов, им просто «повезло», они оказались в нужном месте, в нужное время, и никто не задумывается о том, каких трудов стоило оказаться в этом месте в это время. Да, удача и случай имеют место, но большинство не умеет видеть возможности для реализации, считая мир несправедливым и холодным местом, где, если ты не сын чиновника или бизнесмена – никогда ничего не сможешь добиться.
Мир существует в отрыве от наших взглядов и желаний, он такой, каков есть. Человеческое отношение друг к другу формирует объективную реальность, которая формирует систему ценностей, ожидаемое поведение, нормы морали и нравственности. Пока каждый человек смотрит на одежду собеседника, на марку телефона или машины, которой он пользуется – эти системы ценностей будут находиться в состоянии стагнации. Общество будет видеть в другом человеке лишь товар, вещь, которая имеет ценность в финансовом эквиваленте и отбрасывать «некачественных» людей.
Каждый человек – это идея, которая лишь отбрасывает свою тень на чугунные стереотипы общества. Пробуйте себя в различных сферах, любите, цените свое время и свое спокойствие, знайте, что Вы – нечто большее, чем количество друзей в социальных сетях.
Есть одно весьма интересное стихотворение Константина Потапова «Разговор о пальто», очень рекомендую к прочтению. Постарайтесь не сливаться с пальто, иначе, можно окончательно потерять себя и стать всего лишь атрибутом, блеклой тенью настоящего себя.