Найти тему

Эксперимент века. Часть 2

Оглавление

С момента строительства и по сегодняшний день журналисты, писатели, историки, краеведы пытаются осмыслить феномен Магнитки

Акватория р. Урал с видом на Магнитогорский металлургический комбинат (наши дни)
Акватория р. Урал с видом на Магнитогорский металлургический комбинат (наши дни)

Идея Урало-Кузбасса оказалась не только очень смелой, но и довольно дорогостоящей. Для её реализации требовались огромные средства, валюта. В стране таких денег не было. А после отказа выплачивать долги царского правительства ни один зарубежный банк не соглашался выдать России кредит. Пришлось продавать тем же капиталистам произведения искусства из Эрмитажа, Третьяковки, Оружейной палаты. Часто по очень низкой цене. Но результаты оправдывали всё. Историки утверждают, что только за первые двенадцать лет Советской власти в стране было построено девять тысяч новых предприятий. Но именно Магнитку Сталин называл "своим любимым детищем".

Первые трудности

Первые строители прибыли к Магнитной горе 10 марта 1929 года. Плотничья артель - 35 человек под предводительством Дмитрия Порфирьевича Брусова. Известно о нём совсем немного. Воевал в Красной Армии, а в мирное время плотничал. Из-под его топора сотнями выходили избы с резными ставнями.

До места будущей стройки артельщики добирались пешком из Троицка. Первым делом построили бараки, склады для инструмента и провианта, затем сушильный цех для кирпичного завода. В помощь себе и товарищам Брусов сколотил и вторую артель - из казаков станицы Магнитной. Дело пошло веселее. Появились первые улицы барачных посёлков.

К середине июня 1929 года к Магнитной горе пробились пробные поезда, вернее, паровозы с несколькими вагонами. Но двигались они крайне медленно, временами не превышая скорости пешеходов. О планомерной доставке грузов и пассажиров не могло быть и речи.

Из-за плохой регулировки путей и осадки насыпей вагоны часто сходили с рельсов. Более-менее регулярное движение поездов, да и то грузовых, удалось отладить только к 10 июля, но из-за отсутствия семафоров, полустанков, запасных тупиков и стрелочных переводов в 1929 году железная дорога так и не была принята комиссией. Акт о её пуске наркомат путей сообщения подписал только через год.

Как известно, первые проектные работы по магнитогорскому металлургическому заводу были возложены на американскую фирму "Мак-Ки". Но когда стало ясно, что американцы не успевают выполнить необходимые расчёты и чертежи в установленные сроки, руководство страны в 1930-м году решило часть оборудования закупить у немцев.

В это же время более двух с половиной тысяч советских инженеров и специалистов были отправлены на стажировку в Европу. Тогда считалось, что лучшие домны в США, а лучшие станы - в Германии. Руководство СССР решило, не играя в патриотизм, использовать при строительстве ММК всё лучшее, что есть в мире.

Эксперимент по "скупке мозгов"

Стоит отметить и ещё один уникальный факт. В 30-е годы, практически в голой степи, был впервые опробован эксперимент по "скупке мозгов". В дальнейшем он будет широко применяться не только в нашей стране, но и во всём мире. А тогда комбинат старался заполучить самых лучших специалистов из Америки, Германии, Италии, оплачивая золотом их труд и знания. Тогда же была заложена и ещё одна традиция, которая, кстати, жива по сей день. Речь о системе непрерывного обучения кадров, обновляющейся в зависимости от экономических условий.

Магнитка далеко не сразу стала стройкой, о которой говорил весь мир. Начиналось всё трудно. Несмотря на пропаганду и сказочные обещания, квалифицированные рабочие и специалисты к Магнитной горе не спешили. А крестьяне в поисках лучшей доли сотнями приходили и уходили. С самого начала стройка у Магнитной горы стала многонациональной. Русские, украинцы, башкиры, казахи, американцы, немцы, итальянцы, голландцы. Удивительно, но факт: все эти люди умудрялись понимать друг друга и говорить - на языке стройки.

В первые годы Магнитку всё больше критиковали. От руководства Магнитостроя настоятельно требовали "поднажать по всем направлениям", а особенно на строительстве первой домны. Люди работали на пределе сил и возможностей. В особо тяжёлые или холодные дни на стройке играл самодеятельный оркестр, и музыка поддерживала уставших, голодных людей, давала им силы. В результате домну построили всего за 19 месяцев! Эта цифра поразила мир. Пуск первой домны сразу же окрестили "магнитогорским чудом".

Впрочем, к такого рода "чудесам" на Магнитострое привыкли довольно быстро. И постепенно они стали нормой. Как и выражение "Работать, как на Магнитке".

Автор: Андрей Юрьев

Фото: Из архива газеты "Магнитогорский металл"

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 23 марта 2017 года