Всем привет! Сегодня я хочу поговорить о первом альбоме группы Nazareth. Обычно на ранние пластинки коллектива (до знаменитого Hair of the dog (1975) обращается не слишком много внимания. По правде говоря, не очень популярны альбомы и после Hair of the dog. Я и сам, являясь поклонником группы, не слушал досконально всю их дискографию - знания по альбомам, выпущенным с 80-х, у меня "проседают". В то же время каждая пластинка группы представляет определенный интерес. Чем интересна каждая работа, попробуем выяснить в ходе этой серии обзоров-разборов.
Известно, что дебютный альбом Nazareth не достиг коммерческого успеха. Мне кажется, это досадное обстоятельство во многом обусловлено временем, в которое он вышел (4 ноября 1971). Достаточно сказать, что к этому моменту в 1971 году уже вышли такие альбомы как: The Rolling Stones - Sticky fingers (23 апреля); Black Sabbath - Master of Reality (21 июля); The Who - Who’s Next (14 августа); Deep Purple - Fireball (25 октября), а 8 ноября увидел свет Led Zeppelin IV.
Конечно, на фоне свежих релизов таких корифеев хард-рока шансы дебютирующей группы на успех очень малы. Возможно, выйди Nazareth немного раньше (на пару лет), и для, например, 69 года это был бы отличный хард-рок альбом.
Стоит согласиться с Д. Гуэриско, автором одной из немногих рецензий на альбом, что фанатов Nazareth, привыкших к напористому року и балладам - наиболее популярным жанрам песен группы, материал пластинки может сильно удивить. Действительно, музыка здесь разноплановая - помесь хард-рока, фолка, да еще и местами присутствуют оркестровые аранжировки (что это, если не формула передового прогрессив-рока того времени?).
И хотя альбом нельзя назвать прог-роковым в собственном смысле этого слова, мало здесь и от psychedelic rock'а (именно так определен жанр альбома на англоязычной Википедии). Кажется, ближе к правде вариант из русскоязычной Википедии: хард-рок, блюз-рок, прог-рок - в такой последовательности жанровой цепочки.
Итак, пройдёмся по песням:
1. "Witchdoctor woman". Нестандартный ход для песни-открывашки: без мелодических прелюдий и лишних разговоров сразу врывается музыка и вокал. По звучанию - микс Deep Purple (общая динамика, почерк игры на ударных и гитарное соло прямо в духе раннего Блэкмора) и Black Sabbath (основной риф в духе Томи Айомми). Дэн Маккаферти сразу демонстрирует своё вокальное мастерство, уже тут мы слышим его фирменный высокий хриплый голос. На мой взгляд, песня немного перегружена постоянными взбивками, из-за этого немного "размывается" структура песни.
2. "Dear John". Вот он, тяжелый рок-н-ролл, с лихвой упакованный клавишами. Традиционный мелодический стандарт. Яркий хитовый припев (кстати, этот сингл получил признание во Франции).
3. "Empty Arms, Empty Heart". Песня состоит из нескольких частей. Можно сказать, что тут музыкально тоже "прослушивается" DP. С 01:24 начинается другой риф, уже в духе BS. Гитарное соло, сыгранное в терцию на двух гитарах, опять в духе Блэкмора и, возможно, Uriah Heep.
4. "I had a dream". Очень приятная спокойная песня в битловском звучании. Меня кажется, что пел ее не Маккаферти (хотя по информации в сети, все песни исполнил именно он). Орган звучит очень красиво, напоминает гармонику (может, это и было что-то подобное).
5. "Red Light Lady". Начинается с вкрадчивого голоса Маккаферти, повторяющего мелодию бас-гитары. Затем вступает грузная овердрайв-гитара, перенимающая эстафету повторения басовой партии. Тут уже прослеживается что-то от будущего саунда Nazareth - некоторый минимализм в панораме звука (нет лишних инструментов, музыка размеренно "дышит", поступательно "прет" на слушателя). С 02:22 вступает мягкий орган, мелодией напоминающий "Your time is gonna come” из первого альбома LZ. Через каких-то сорок секунд присоединяются духовая, а затем струнная секции, и мы слышим красивейшую, патетическую оркестровую музыку, на фоне которой до конца песни у микрофона надрывается Ден. Шикарная песня!
6. "Fat man". Да, опять классический риф в стиле "In rock” с шутливым текстом про какого-то "толстяка". Очень грувовый припев, исполненный в два голоса, классно!
7. "Country Girl". По-моему, лучшая песня в альбоме. Умиротворяющий фолк с красивейшим вокалом Дена. Хоровой припев. Воздушное соло слайд-гитары. Песня очень напоминает "Holy Man" из альбома DP Stormbringer, который выйдет тремя годами позднее (кто знает, может, Хьюз здесь ее и подсмотрел). В одной из рецензий на альбом я встретил мнение, что Маккаферти здесь поет неубедительно, мол, не получается у него выдать оду о какой-то девушке из провинции. Не могу с этим согласиться. Прикладываю акустическую концертную версию песни 1972 года, где вокал в куплетах еще более трогательный, а в припевах - еще более мощное и убедительное двухголосье.
8. "Morning Dew". Кавер на песню канадского исполнителя Бобби Добсона. Эту песню много кто исполнял в то время. Версия Nazareth мне показалась немного затянутой, хотя и держащей в напряжении за счёт бодрой «ковбойской» ритмики.
9. "The King is dead". Ну, это настоящее художественное полотно, выполненное в тревожно-мрачной средневековой эстетике. В других альбомах Nazareth я ничего подобного не слышал. Очень красиво и масштабно. Обязательно послушайте, тут никаких стилистических заимствований, это уникальное произведение, близкое по духу ранним фолк-роковым опытам Rainbow (из первого альбома), но они, как известно, проявят себя несколькими годами позднее.
Итак, что мы имеем в итоге:
1) группа пока активно ищет свой стиль и звук, пробует себя в разных поджанрах рока и не боится экспериментов;
2) если исполнительское мастерство еще не достигло превосходного уровня, то композиторское, определенно, уже на высоте, о чем свидетельствуют несколько отличных песен;
3) разнообразие материала в альбоме показывает, что от группы можно ожидать чего угодно - и безбашенного хард-рока, и душевных медленных композиций, а значит, за ней будет интересно наблюдать в будущем.
А что вы думаете об этом альбоме?
#nazareth #Dan McCafferty #hard rock #rock #classic rock #music #album #обзор #рок-музыка #рок-н-ролл