Как понять, что перед вами не сказка или фэнтези, а магический реализм, и что почитать, если хочешь познакомиться с этим жанром.
Впервые размышлять над жанром магического реализма я начала после прочтения книги «Дом, в котором», где суровая реальность детского дома-интерната сталкивается с волшебными мирами так, что не сразу понятно – все описанное происходит по-настоящему, как в сказке, или только в головах спятивших героев.
Чуть позже я осознала, что само направление «магического реализма» сталкивает мир фантазии и бытовой прозы, рождая на их стыке нечто, что помогает лучше понять строение и логику нашей немагической реальности.
Первый отличительный признак магического реализма – наличие нескольких миров.
Один – прозаический и прекрасно нам знакомый. Другие – нечто инородное, но чудесное. Например, в книге Евгении Некрасовой на кухне обычного панельного дома вдруг объявляется Кикимора, вылезшая из-за газовой плиты.
А в уже упомянутом «Доме, в котором», персонажи обитают одновременно в нескольких мирах, умудряясь прожить жизнь не только в интернате, но и прыгнуть на Изнанку дома, и даже побродить в лесу, где водятся свистуны и собакоголовые.
Перемещения между мирами для персонажей обыденны – их мир не рушится от наличия чужеродных элементов, но даже наполняется смыслом и становится более понятным.
Второй - скачки во времени
Время в магически реалистичных книгах течет нелинейно. Оно замедляется и ускоряется или запутывает читателя заставляя забыть день сейчас или ночь, как в «Петровых в гриппе», где время суток перетекает друг в друга без видимых границ. Даже эпохи сменяются непредсказуемым образом как в «Сандро из Чегема», в котором главный герой наблюдает дореволюционные времена и глубокий коммунизм не состариваясь ни на день.
Еще один яркий пример сдвигов времени – «Сто лет одиночества», которая считается программной в изучении магического реализма. В книге Габриель Гарсиа Маркес пользуется сразу несколькими приемами игры со временем: дни в романе текут как десятилетия, дождь растягивается на одиннадцать месяцев, а в комнате волшебника Мелькиадеса время и вовсе останавливается на вечном мартовском понедельнике.
Третий - схожесть с притчей
Кольцевой сюжет, обращение к вечным темам жизни, смерти, дружбы и любви, открытый финал. Совокупность этих признаков объединяет и магический реализм, и притчу.
Приведу в пример мою любимую книгу Гузели Яхиной «Дети мои», в которой главный персонаж живет во времена сильнейших потрясений России начала ХХ века: революции, репрессий, вымирания целой деревни во время голода в Повольжье. Герой сбегает от ужасов в любовь к дочери и к природе. Удивительным образом, внешние события на его существование почти никак не влияют. Но порой он все-таки наблюдает последствия происходящего, и это столкновение ломает его стратегию избегания и придает всей истории иносказательный смысл. Так «Дети мои» становится иносказательной притчей с открытым финалом и магическим реализмом об особенно болезненном периоде жизни целого государства.
Четвертый – события основанные на реальных
Главной точкой отчета в магически реалистичной книге всегда становится знакомое нам бытовое пространство и МГ позволяет авторам обратить внимание на его яркие проблемы.
В «Калечине-Малечине» это непонимание взрослыми детей. Потому в жизни маленькой героини книги появляется странная подруга - Кикимора, которая помогает ей справиться с чувством брошенности. В «Доме, в котором», персонажи бегут из реальности, где они тоже никому не нужны, в потусторонние миры. В рассказах Кармен Марии Мачадо фантастические события обращают внимание на проблемы современных женщин, а в «Петровых в гриппе» Сальников описывает полухтоническое положение среднего класса людей в индустриальном городе.
Мне нравятся книги, в которых наша реальность раскрывается более полно за счет фантастических элементов. Фэнтэзи и добрые сказки я не особо люблю, а вот нечто мрачноватое и невероятное – моя тема. Потому магический реализм на данный момент - самый интересный для меня жанр.
Собрала отдельный список упоминаемых книг:
«Петровы в гриппе» Алексея Сальникова
«Дети мои» Гузели Яхиной
«Дом, в котором» Мариам Петросян
«Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой
«Ее тело и другие» Кармен Марии Мачадо
«Сто лет одиночества» Габриеля Гарсиа Маркеса
«Сандро из Чегема» Фазиля Искандера
#магический реализм #рецензия на книгу #подборка книг