Кто из нас живёт в АНТИ-ВСЕЛЕННОЙ.
Одна из главных проблем сегодня - это проблема коммуникации. Мы отказываемся разговаривать друг с другом, мы считаем, что это бесполезно, мы не хотим спорить, аргументировать, признавать и соглашаться с доводами. Мы говорим - давайте не будем, это совершенно бесполезно. У каждого из нас свои MASS MEDIA и своя правда.
У каждого - своя история. И мы не можем их объединить. И главное, что каждая история подчиняет нас своей инерции понимания прошлого и будущего и своей оптике восприятия реальности.
Чтобы понять, как это получается и из чего складывается каждый нарратив, нужно провести ревизию словаря, то есть сравнить определения, которые мы даём одним и тем же словам.
ПАТРИОТИЗМ
Либеральная часть общества, та, которая сегодня против «специальной операции» по защите и спасению Украины от фашизма этим словом старается не пользоваться. Потому что им пользуются те, кто его дискредитируют.
Любовь к своей стране возникает автоматически. Ты привязан к месту, людям, климату, привычкам. Ты с трудом мыслишь себя вне этого языка и культуры. Тебе ближе и понятней возникающие в твоей родной среде шутки, присказки, анекдоты и т.д.
То есть патриотизм не нужно культивировать. Это не достоинство и НЕ идеология в своём первичном значении. Это то естественное чувство, которое есть у всех нас с рождения.
А вот идеология Патриотизм - это нечто другое. В большинстве случаев это необоснованная убежденность в превосходстве своей нации над другими. В особом пути. Это перенос фокуса вины и ответственности вовне - когда все вокруг виноваты. Нас хотят обидеть. Нас не любят. Патриотизм как идеология зиждется на коллективной идентичности, когда условное «мы» оказывается важнее человеческой жизни и свободы. Когда ради этого «мы» «правильно» вести «военную операцию». Ради Немецкого // Русского или какого-то еще Величия, Спасения можно пытать и убивать.
ВРАГ
Если мы все от природы патриоты, то, естественно, нашими врагами являются те, кто хочет разрушить наш мир, все то, что нам дорого, с чем мы себя ассоциируем?
Кто он, наш враг?
Враг всегда с внешней стороны? Для части из нас – безусловно, так. А его вражеские намерения направлены на что? На нашу территорию? На ресурсы? Но тогда возникает странное противоречие – есть, вроде, другие, более доступные страны, не вооруженные таким арсеналом ядерного оружия – Канада, Латинская Америка, Австралия, почему ему нужны именно мы? Вы отвечали себе на этот вопрос? Честно?
А может ли враг быть внутри? И уничтожать все то, что нам, патриотам, людям, любящим свою страну, дорого? Например, Гумилев, Мандельштам, Зощенко, Цветаева, великий генетик и молекулярный биолог Вавилов, и список можно продолжать, погибли не от внешнего врага. По самым скромным оценкам самого КГБ – примерно, 12 миллионов человек. Потери, сопоставимые с потерями в большой войне.
Вас такой враг пугает?
Чего больше в вашем варианте патриотизма – территории, людей, культуры?
За что, вы хотели бы, чтобы вашу страну уважали – за уровень науки, качество жизни, уникальные технологии, ядерное оружие и страх, которое оно внушает?
ИСТИНА
А есть ли она? Вы читаете одни СМИ, я – другие. Чем ваша или моя позиция лучше, чем противоположная? Зачем тогда вообще их обсуждать? Давайте просто подождем – какая победит. И отпразднуем победу или оплачем поражение.
Даже некоторые мои студенты, на минуточку, МГУ им. М.В.Ломоносова, так считают. Верней, нет, не считают. Повторяют. Повторяют эти наивные софизмы релятивизма. Бедные дети поколения Z! Кстати, символично, не правда ли?
То есть когда одни люди убивают других – это не преступление, не катастрофа, а разные точки зрения. Ничего не попишешь. Мы все разные. Давайте не будем обсуждать, чтобы не поссориться. Давайте просто поубиваем друг друга, и пусть сильнейший выживет!
Стоп! А как же с фашизмом? Не с этим, сегодняшним, а с тем самым, немецким? Там тоже ведь были свои резоны, своя геополитика и своя национальная идея. Что ж мы тут все уверены, что истина была не с ними. Уверены до такой степени, что и сегодня, 80 лет спустя, само слово фашизм может мгновенно зарядить ненавистью и готовностью бороться до конца.
Вы хотите жить в мире, где истины нет, а есть хаотическое взаимодействие точек зрения, комплексов, страхов и предубеждений?
Я – нет. Я думаю, ответственность любого человека на протяжении всей жизни, пока у него не начинается болезнь Альцгеймера, искать ответы.
Останавливать свои первичные эмоциональные реакции и подвергать их критике, пытаясь понять, что за ними стоит, какие страхи, ценности или стереотипы. Пробивать свой собственный интеллектуальный маршрут сквозь весь этот информационный террор.
И сделать это можно только в процессе открытого общения, дискуссии, обтачивая свою позицию о позицию оппонентов. Отвечая на их вопросы и задавая собственные.