Найти тему

Последний суррогатный малыш отправился домой из Дома ребенка в Петербурге

Если бы в период пандемии не закрылись границы и не прекратилось авиасообщение со многими странами, мы бы даже не узнали о "проблеме суррогатных детей".

Анна Владимировна Митянина в Детском доме №3
Анна Владимировна Митянина в Детском доме №3

По разным данным по договорам о суррогатном материнстве в Петербурге ежегодно рождается около 300 малышей. Не совсем известно точное количество и статус агентств, предоставляющих данные услуги.

В идеале рожденный сурмамой ребенок быстро передается биологическим родителям, по налаженной схеме подготавливаются вывозные документы, и счастливая семья отправляется к месту проживания (большинство генетических пап и мам, как правило, жители Китая).

Но пандемия спутала все планы. Хорошо, если агентства добросовестные, действуют с соблюдением норм и требований Российского законодательства, исходя из интересов детей. А если нет?

СМИ подробно освещали случаи гибели младенцев в Москве, Ленинградской области, Петербурге. Причиной трагедий могли стать некачественное оказание услуг по договору о суррогатном материнстве или, проще говоря, отсутствие у лиц, сопровождающих ребенка, специальных навыков по уходу за новорожденным, пропущенные заболевания, неоказанная своевременно медицинская помощь и т.д.

С коллегами из аппарата и профильными ведомствами в течение всего периода закрытия границ мы добывали и анализировали информацию о рожденных и рождающихся детях. Получали максимальные сведения о суррогатных агентствах и взаимодействовали с ними, обеспечивали размещение детей в государственном учреждении здравоохранения до приезда родителей и возможность установления беспрепятственного контакта биологических родителей со своими детьми.
Всего с августа 2020 года по март 2022 в Доме ребенка Санкт-Петербурга находилось 59 детей. Им были оказаны должный уход и забота.

Мое предложение по внесению изменений в Постановление Правительства РФ о расширении оснований для получения въездных виз для биологических родителей поддержано губернатором Санкт-Петербурга. Впоследствии инициатива города была воспринята на федеральном уровне.

На прошлой неделе из Дома ребенка забрали последнего малыша. Родители девочки работают в медицинском учреждении в Ухане. Они так и не смогли добиться разрешения на выезд из страны, чтобы забрать свою дочь, поэтому за ней по доверенности приехала тетя, младшая сестра отца. Девочке исполнился 1 год и 3 месяца. Она уже начала произносить первые слова по-русски и в ближайшее время увидит маму и папу.

Тема суррогатного материнства деликатная и непростая. Основная проблема в том, что сопровождение таких детей находится вне поля государственного контроля, кроме того, в России и Санкт-Петербурге, в том числе, функционирует большое количество «теневых» агентств. Поэтому необходимо добиваться прозрачности процесса, контролируя его на всех этапах. Законодательство требует дополнительных правовых норм, со своей стороны готовлю предложения по его совершенствованию.

Защита прав детей, рожденных по договору о суррогатном материнстве, была и остается в зоне моего особого внимания.