Найти тему
TVTN

Александр Цыпкин: «Я классику не читаю, я ее пишу»

Александр Цыпкин никогда не называет себя писателем, он – автор текстов для чтения со сцены. Цыпкин точно знает, как написать так, чтобы с листом бумаги в течение двух часов удерживать тысячный зал.

-2

Его дебют в литературе состоялся в 2015 году, когда увидел свет сборник рассказов «Женщины непреклонного возраста и другие беспринцЫпные истории». Книга сразу стала бестселлером. Примерно в то же время Александр создал проект «БеспринцЫпные чтения» с участием Константина Хабенского, Ингеборги Дапкунайте, Данилы Козловский и других звезд современного театра и кино. В 2017 году Цыпкин попробовал себя как сценарист, и спустя некоторое время его картина «Прощай, любимый» с Ксенией Раппопорт в главной роли, получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России в конкурсе «Короткий метр» на фестивале «Кинотавр». На сегодняшний день по сценариям автора снято уже более двадцати короткометражек и комедийный сериал «Беспринципные», в котором сыграли Николай Фоменко, Максим Виторган, Павел Деревянко, Надежда Михалкова, Оксана Акиньшины, Аглая Тарасова и многие другие актеры. Сейчас он пишет сценарий для второго и третьего сезонов «Беспринципных». В одном из интервью писатель назвал себя везунчиком, ведь все его проекты получаются удачными и денежными. Спектакли по его рассказам с  успехом идут в «Современнике», Театр имени Ермоловой и «Приюте комедиантов». И вот совсем недавно, Цыпкин попробовал себя в кино. «Нетфликс» позвал его сыграть в сериале «Анна К.». Это современная экранизация романа Льва Толстого «Анна Каренина», в которой писателю досталась роль Сергея Кознышева.

Под занавес 2021 года, Цыпкин стал гостем одного из знаковых книжных магазинов Петербурга. На встрече писатель подарил публике море положительных эмоций, ответил на многочисленные вопросы, раздал автографы и устроил фотосессию. Мы, как обычно, записали все самое интересное, что было на мероприятии.

О «БЕСПРИНЦЫПНЫХ ЧТЕНИЯХ», ПИСАТЕЛЬСТВЕ И КНИГАХ

В моей жизни все всегда происходило случайно. Со многими актерами я дружил и до того, как я занялся всем этим балаганом. Как-то подумал, а почему бы мне не попросить их прочитать мой рассказ. И понеслось! Мы регулярно работаем с Константином Хабенским, и пока не было ковида, наши выступления проходили по всему миру. Есть у нас такой прекрасный квартет с Ингеборгой Дапкунайте, Викторией  Исаковой и Аней Михалковой. Мы часто читаем рассказы с Максимом Виторганом, Максимом Чеботаревым и Женей Стычкиным.

Я стараюсь избегать ситуаций, когда человек в моем рассказе узнает себя. Для меня этические моменты гораздо важнее любой истории. В общем, я и без писательства проживу, но выставлять знакомого человека в негативном свете в рассказе не буду.

Никогда не буду писать мемуары. Когда я уйду в мир иной, их за меня напишут. Я хочу, чтобы меня не вспоминали даже. Просто  памятник поставили на Дворцовой  площади в Петербурге и успокоились.

Пьеса «Интуиция», которая сейчас с успехом идет в «Современнике» – это тринадцать монологов с того света, в которых представлен последний человеческий день. Всем нам это предстоит, независимо от вероисповедания. И скорее всего, в первый день там мы будем думать, что свой последний день мы бы могли провести по-другому.

Кого я читаю для сердца и для души? (со смехом) Я в Москве живу, у меня нет души! Из российских авторов предпочитаю Виктора Пелевина.

Я классику не читаю, я ее пишу, поэтому мне некогда читать. Реалистическую литературу тоже не читаю, я в окно смотрю. Наверное, в старости прочту, когда буду никому не нужный, а сейчас у меня четыре сериала стоят. А сколько постов в Инстаграме нужно написать! Еще узнаешь что-то плохое про страну и начнешь непатриотично смотреть на окружающую действительность, а сегодня это нельзя.

Я уже поменьше пишу про секс. Я человек семейный и в какой-то момент жена сказала: «Еще раз напишешь про секс, я тебя утоплю в луже». Я бросил эту тематику и теперь пишу о жизни и смерти.

Постоянно нахожусь в цейтноте. То есть пишу, когда придется, а не когда надо. В такси много пишу, пока  в пробке стою, в «Сапсане» и в самолете. Дома ночью могу что-то написать. Заметил, что когда у тебя есть время, получается какая-то фигня, а  как только сроки поджимают – так сразу пишется хорошо.

Что более всего располагает к написанию текстов? Пришедшая предоплата.

Моя новая книжка «Полузащитник родины» появится в конце января или начале февраля. Это бизнес, тут у меня все рассчитано. Надо успеть до гендерных праздников, ведь эту книжку можно подарить на 14 или 23 февраля, а также на 8 марта.

Продажи книг для меня не главное. Ну, продадут их сто тысяч, это же потолок. С точки  зрения денег это несравнимо с Инстаграмом, с точки зрения охватов – с Ютюбом. Скоро выйдет фильм «Хейт» по рассказу из этой книжки с Викторией Толстогановой в главной роли, так он один наберет пятьсот тысяч просмотров. Это намного больше, чем тираж книжки. Книги, у нас, к несчастью, не читают.

-3

О КИНЕМАТОГРАФЕ БУДУЩЕГО

Меня можно поздравить с окончанием съемок в сериале «Анна К.» от «Нетфликс». В детали вдаваться не буду, у меня же контракт. Я тут выложил фотку со съемочной площадки в соцсеть, и режиссер попросил меня ее удалить.

Мне был интересен опыт актера, я снимался со Светланой Ходченковой, Федором Бондарчуком и целой плеядой известных артистов. На киноплощадке мне понравилось, я вставал в шесть утра, как будто бы на праздник, но уходить в актеры, я не планирую. Один раз снялся и хватит.

Сейчас кинотеатры начинают сдавать позиции, пришло время платформ. Люди выбирают себе платформы, наши или зарубежные и смотрят там кино и сериалы.

– Последний русский фильм, который посмотрели все, был «Брат-2». С тех пор не снято ни одного такой картины. Мы с вами выросли на тех фильмах, которые все знают наизусть – «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы» и так далее.  Сегодня у молодежи ничего такого нет. Ушел этот общий культурный код и его больше никогда не будет. Не будет книг, которые все читают, не будет фильмов,  которые все смотрят. Все это в прошлом.

Будущее будет за фильмами, где вы сами выбираете продолжение. Будут сниматься базовые линии и восемь вариантов развития сюжета, и вы будете тыкать одну кнопку, а другие выберут другое развитие. Мне уже несколько раз обращались с предложением такое написать, но это достаточно большая работа, и как человек загруженный, и немножко подуставший, я пока за это не берусь. Но, в целом, за этим будущее. Фильмы будут делать под человека.

О  ЮМОРЕ

Народ с самым хорошим чувством юмора – это, безусловно, израильтяне. Ну, когда ты две тысячи лет гоним,  то хочешь, не хочешь, но научишься шутить. В США сейчас с юмором непросто – пошутил, на тебя обиделись, подали в суд и стерли в порошок.

Ко мне пришел чувак с рогами и копытами и говорит: «Слушай, все тебе дам – продай мне свою душу». Я говорю: «Не продам!». Тогда он мне просто дал юмор и ушел.

Когда ты рождаешься в русско-еврейской интеллигентной семье – хочешь или не хочешь, но ты научишься шутить.

– В тоталитарной стране, которой мы никогда не переставали быть, юмор – единственный способ самозащиты, либо выражение того, что, на самом деле, думаешь. Чем менее  свободна страна, тем лучше в ней юмор. Именно поэтому у нас в девяностые годы, когда мы были свободной страной, с юмором было  плохо, а сейчас он с каждым годом был все лучше и лучше.

Если тебе немного лет, денег у тебя нет, а внешность   отталкивающая,  то единственный способ затащить женщину в постель – это хорошо и качественно шутить. А такие задачи стояли в молодом возрасте регулярно.  Соответственно, я это использовал.

– Научить шутить невозможно, это как научить потенции.

О СЕБЕ, СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ И МЕЧТАХ

Жизнь в Москве – это постоянный выкуп у себя свободного времени.  В Петербурге много свободного времени и мало денег, соответственно можешь что-то толковое и большое сделать, а в Москве ты можешь дорого продать свое время. Я раньше не представлял, что такое возможно.

Любой час, который я провожу с семьей, я покупаю у себя. В том числе выкупаю для себя часы, чтобы что-то написать. Можно пойти на публичное мероприятие, и тебе заплатят за то, что ты туда пришел столько  же, сколько за серию сериала. Это абсурдность новой экономики, но это так.  Или тебе заплатят за пост в Инстаграме столько, сколько тебе приходит за полгода книжки.

Я человек долга. Если пообещал, то убьюсь, но сделаю, если не забуду. Когда у тебя есть чувство долга, надо давать человеку слабую память, иначе его жизнь превратиться в ад.

Я не пью уже с февраля. В силу того, что на это времени уже не осталось. Все самые пронзительные и пошлые произведения я написал под влиянием алкоголя.

Алкоголь делает тебя  излишне сентиментальным. Отказ от него – это самое правильное решение, которое я сделал в жизни. Высвободилось столько энергии и времени, я просто бы не сделал  все, что я успел сделать за этот год. Я не говорю людям, что бросил пить. Я говорю, что много пил и завязал – к этому общество относится с пониманием.

Этот год был ковидный, но заметьте, что нет ни одной книжки и не одного фильма о ковиде. А ведь это же война, мы миллион  человек потеряли. Мы в Афганистане потеряли 15 тысяч, а здесь миллион! Наше общество оказалось инфантильным и неготовым. Мы разделились пополам, мы не провалились как страна, но общество у нас  развалилось, и когда мы соберемся обратно, никто не знает. По Крыму не было такой бойни, как по вакцинации. Не любим  мы друг друга, и это самый главный вывод.

В 2021 году у меня была хорошая плодотворная жизнь. Я никогда  столько не делал, сколько в этом году.

О чем мечтает Александр Цыпкин?  Выспаться! Причем, мечтаю об этом лет двадцать. Если получится, то в этом году поедем с женой на Северный, а потом на Южный полюс. И там я попробую поспать нормально. Черт с ними с пингвинами, я без них переживу и телефон там брать не буду, а если есть там вай-фай, я, наверное, сломаю эту станцию. Еще мечтаю о том, чтобы «Барселона» вернулась в строй, Месси же получил «Золотой мяч», значит, год вообще не зря прошел, потому что унижение Роналду – это всегда для меня праздник. Мечтаю, чтобы Месси выиграл чемпионат мира в Катаре, тогда я вообще  успокоюсь и могу футбол больше не смотреть. Буду расстраиваться, если меня совсем вырежут из «Нетфликса», если меня в «Анне К.» совсем не будет. Пришел посмотреть кино, а тебя там нет, твою роль вырезали.

Статья Татьяны КРОТОВОЙ