Найти тему
Школа 2086

Юлия Гольцова: Международный бакалавриат - творческий союз взрослых и детей

Каким должен быть современный детский сад? Безопасным, дружелюбным, развивающим наших детей. А еще он должен быть тем местом, куда ребенку хочется идти, где ему по-настоящему интересно. Дошкольное отделение нашей школы отвечает всем этим требованиям. А «интересно» - это вообще ключевое слово, ведь важнейшую роль в жизни наших дошколят в детском саду играют исследования и открытия, которые дети совершают в рамках программы Международного бакалавриата (The International Baccalaureate).

IB объединяет около 4 тысяч школ из 150 стран. Ровно пять лет назад – в январе 2017 года – и наша школа официально вошла в когорту тех, кто начал обучать детей по системе Международного бакалавриата. Старший методист программ дошкольного образования нашей школы Юлия Гольцова отмечает плюсы новых стандартов и рассказывает, как к ним адаптировались малыши и их воспитатели.

– Юлия Евгеньевна, IB представляет собой систему обучения. Чему же обучаются дошколята?

– Программа обучения IB, которая внедряется в дошкольные учреждения, называется PYP (Primary Years Programme). По этой программе дети продолжают заниматься и в начальной школе. А для основной школы действует уже другая программа – MYP (Middle Years Programme).

PYP ориентирована на воспитание ребенка как исследователя. Программа строится на природной любознательности детей. Основу этой системы составляют шесть универсальных междисциплинарных тем: «Кто мы», «Где мы находимся во времени и пространстве», «Как мы организуем себя», «Как мы выражаем себя», «Разделяя нашу планету» и «Как устроен мир». Эти темы ребята изучают последовательно в течение учебного года с применением знаний и навыков, полученных в шести предметных областях: математики, естествознания, языков, искусства, науки об обществе и ФИЗО-образования. Большое внимание, как я уже сказала, уделяется именно исследовательской деятельности. Ребенок познает мир вокруг себя, когда ищет ответы на волнующие его вопросы.

– Получается, что каждая предметная область дает свои варианты ответов на одни и те же вопросы?

– Совершенно верно. Разные предметные области позволяет расширить границы изучения конкретной темы. Ребята на раннем этапе учатся сопоставлять, анализировать полученную информацию.

Кроме того, обучающий процесс построен таким образом, что пройдя за год весь круг междисциплинарных тем, дети на следующий год могут к ним вернуться и переосмыслить полученные знания и опыт в рамках тех же учебных предметов. Но появятся новые понятия, с ними – новые вопросы, интерес, любознательность. У каждой темы есть центральная идея, тезис. Например, говоря о здоровом образе жизни, дети могут усвоить, что полезные привычки помогают сохранить здоровье. На следующий год в рамках этой темы появится еще один важный тезис. Так, ребята из года в год будут делать новые открытия, мыслить более масштабно. Как видите, вся эта система построена в виде постоянной развивающей игры.

– А какова роль воспитателей в этом процессе? Они организуют «игру» или также исследуют?

– Вся образовательная программа выстраивается таким образом, что все работают на изучение конкретного круга тем, включая воспитателей, педагогов. Я бы сказала, что система PYP – это творческий союз взрослых и детей. И те, и другие учатся работать в связке друг с другом, сплоченно. На это рассчитан сам процесс. Изначально программа исследований составляется на весь учебный год, на все возраста, а у каждой возрастной группы еще по три параллели. Это кропотливая работа, которая возможна только в команде. В неё входят координаторы, воспитатели, «предметники», педагогический состав. В течение учебного года мы постоянно коммуницируем: обсуждаем темы, вместе придумываем различные формы занятий для детей, методы работы, рефлексируем. И обязательно ведем отчетность, где фиксируем результаты, прогресс, уровень «прокачки» знаний и навыков ребят.

– И каких успехов добиваются ребята?

– Видно, что ребята стараются запомнить полезную для них информацию. Многие родители делятся, что, придя домой, их дети увлеченно могут начать рассказывать о том, что они сегодня узнали, или же принимаются воспитывать своих пап мам в плане семейных отношений или бережного отношения к природе. Например, говоря о защите окружающей среды, мы рассказывали ребятам, как важно разумно использовать природные ресурсы. А дети в качестве домашнего задания исследовали, сколько в их семье потребляется воды.

В других группах, к примеру, ребята исследовали сказки, анализировали персонажей и даже придумывали и инсценировали собственные сюжеты. Такая программа преобразует знания в систему. Ребята настолько детально могут погрузиться в исследование той или иной темы, что становятся настоящими экспертами в глазах не только своих родителей, но и нас. Это, конечно, радует!

– А в чем можете отметить профессиональный прогресс команды педагогов?

– Если говорить за всех, то, конечно, налицо расширение опыта и творческого потенциала. Программа PYP сподвигает наших педагогов на творчество и на интересный игровой формат, который они предлагают детям. У нас дети четырех лет уже умеют работать в группе, распределять между собой задания, когда делают какую-то совместную работу. Когда ты видишь это своими глазами, ты будто смотришь в зеркало, которое отражает весь твой вклад, твое отношение, твой результат. Я вижу блеск в глазах педагогов, их воодушевление. Это действительно то, что помогает им развиваться, выходить за рамки каких-то своих, может быть, каких-то традиционных, предвзятых стандартов. Педагоги счастливы, когда видят, что помогают детям развиваться, что делают их жизнь ярче и интересней. Я горда нашим коллективом и тем, что в течение многих лет мы не сталкивались с проблемой текучки кадров. Каждый чувствует, что он на своем месте и любит свое дело!

– Если брать во внимание программу PYP IB, какой вы сегодня видите главную функцию Дошкольного отделения?

– Программы Международного бакалавриата руководствуются идеей сделать мир лучше через образование. Здесь важно прививать молодежи заботу об окружающем мире, его безопасности, ответственность перед обществом. Дошкольное отделение – это то пространство, где все эти смыслы и понятия должны закладываться изначально, включая и другие базовые ценности. Все должно способствовать тому, чтобы ребенок еще в раннем возрасте становился самостоятельным, инициативным, критически мыслящим, грамотным, чтобы он был способен созидать и преобразовывать мир, основываясь на гуманистических ценностных ориентирах. Программа дошкольного образования была и остаётся нацелена на реализацию именно этих задач, за которыми читается вклад в будущее: стабильное и успешное!

#школа2086