Математика - это наука, лежащая в основе всех технических наук и существующих в мире технологических устройствах. Все физические процессы, происходящие в мире, могут быть описаны математическими формулами. И именно математика служит основой всех языков программирования.
Знание математики актуально не только при изучении технических дисциплин. Математика - это часть общечеловеческой культуры, она также развивает способности к творчеству, пространственное воображение, интуицию и логическое мышление.
В Центре детского творчества «Строгино» математику преподают Денис Викторович Егоров и Владислав Александрович Савинков. Это молодые и увлеченные педагоги, которые могут вдохновить на изучение математики даже тех ребят, которым в школе этот предмет не нравится.
Сегодня в ЦДТ «Строгино» действует целый ряд программ по углубленному изучению математики для школьников. На занятиях ребята решают математические и логические задачи повышенной сложности. Рассматривают математические парадоксы, геометрические, логические и творческие задачи.
Мы попросили Дениса Викторовича Егорова рассказать о том, из-за чего у школьников бывают сложности с изучением математики. И почему занятия в математическом кружке могут заинтересовать даже тех ребят, которые не любят и не понимают математику в школе.
Рассказывает Денис Викторович Егоров, педагог ЦДТ «Строгино» по математике:
Многим детям нравится изучать математику только в начальной школе, пока она логичная и понятная, а с переходом в старшую школу все начинает меняться в худшую сторону. Сложные уравнения, дроби, отрицательные числа и геометрия. С каждым годом задания становятся все сложнее и сложнее. Иногда ребятам кажется, что, если в этом учебном году ты “проскочил” неприятную тему, то она больше тебя не побеспокоит. Но на следующий год пропущенные темы возвращаются, причем уже в гораздо более сложной форме. Пробелы в знаниях из года в год только накапливаются.
Отличие кружковой математики от стандартных школьных подходов состоит в том, что мы не просто учим ребят решать типовые задачи. В школе учитель сначала рассказывает теорию, а потом дает образец решения задач, которого ученикам следует придерживаться. Кружковая математика учит рассуждать не через изучение теории, а на практике. Чтобы решить кружковую задачу, нужен здравый смысл, логика и навыки арифметики. Как показывает практика, задачи кружковой математики решают даже ученики, которые не слишком хорошо успевают по математике в школе. Причем делают это лучше, чем отличники, которые привыкли всё решать строго по образцу.
У нас на занятиях мы сразу приступаем к решению задачи, без предварительного изучения отдельной теории. Вместе с ребятами мы обсуждаем идеи и логику возможного решения задач. Ведь к правильному решению можно прийти разным путями, поэтому мы задаем вопросы, чтобы учащиеся сами могли понять, верное ли решение они предлагают.
На занятиях мы учимся решать логические задачи, которые не проходят в школьной программе. Это помогает ребятам мыслить нестандартно, переносить известные методы решения в непривычные ситуации, проявлять находчивость, наблюдательность и сообразительность. На занятиях мы знакомимся с закономерностями окружающего мира, с математическими науками вне школьного курса. Это значительно расширяет математический кругозор.
Успеваемость по математике в рамках школьной программы не связана напрямую с тем, какие успехи ребенок сможет продемонстрировать за стенами школы. Есть множество людей, которые стали хорошими учёными, а в школе очень не любили математику.
Нельзя считать, что у ребенка нет способностей к математике только потому, чтобы он плохо учится или не может продемонстрировать высокий уровень знаний. Важно разобраться в том, как именно ребенок мыслит, какой логики придерживается в своих рассуждениях при решении задач.
Также часто бывает, что ребенку просто не нравится школьная математика. Особенно из-за того, что многие вынуждены учить ее только ради экзамена. И в этом может помочь как раз кружковая математика. Здесь мы не заставляем никого учиться для сдачи экзаменов, а помогаем ребятам искренне полюбить этот предмет. Занятия в математическом кружке позволяют вызвать живой интерес к математике. И уже из этого интереса ребятам дальше захочется не только решать логические задачи у нас на занятиях, но и появится ресурс на работу со школьной программой.