Найти тему
А знаете ли Вы?

История первого в мире круизного лайнера, построенного исключительно для роскошных путешествий.

На рубеже 20-го века у немецкого еврейского руководителя судоходной компании возникла инновационная идея для нового источника дохода: круизные путешествия.

Первое круизное судно "Принцесса Виктория Луиза"
Первое круизное судно "Принцесса Виктория Луиза"

У судоходного магната Альберта Баллина было видение. Он видел будущее неспешных морских путешествий, доступных любому, кто готов заплатить за билет. Директор Гамбургско-Американской транспортной компании конца 19 века (HAPAG) знал, что будущее компании лежит за пределами доставки грузов через Атлантику.

Еврейский сын датского иммигранта возглавил иммиграционное агентство своего отца в 1874 году. Но он стал частью немецкой элиты (странное совпадение, потому что агрессивное отношение к евреям уже формировалось), когда превратил семейный бизнес в независимую судоходную линию, привлек внимание руководителей HAPAG, которые наняли его в 1886 году и сделали своим генеральным директором в 1899 году.

Одним из его первых деловых поручений после вступления в руководящую роль было ввести в эксплуатацию первое специально построенное круизное судно, которое когда-либо знал мир: "Принцесса Виктория Луиза".

“Линия Гамбург-Америка в то время была крупнейшей в мире судоходной фирмой”, - говорит Питер Маккракен, библиотекарь Корнельского университета и издатель базы данных по исследованию судов ShipIndex.org . “Как ее генеральный директор, Баллин отвечал за сохранение этой должности и за продвижение компании вперед”.

В течение предыдущего десятилетия Баллин наблюдал за расширением пассажирского подразделения компании, переоборудовав грузовые суда в едва приемлемые круизные лайнеры с некоторым успехом. Хотя некоторые руководители HAPAG поначалу отвергли эту идею (“Немцы будут путешествовать по необходимости, но они наверняка не подвергнут себя опасностям и неудобствам долгого путешествия только ради случайного удовольствия”, - сказал ему один коллега), Баллин все равно продолжил.

Он начал в январе 1891 года с перепрофилирования Augusta Victoria, одного из океанских лайнеров флота компании, в неторопливое круизное судно для богатых туристов. Более того, он знал, что ему нужно компенсировать убытки в зимние месяцы, когда поступало меньше заказов на перевозку, а замерзшие водные пути делали морские путешествия опасными. Дэниел Финамор, заместитель директора по выставкам в Музее Пибоди Эссекс в Салеме, штат Массачусетс, говорил, что Баллин понимал, что компании необходимо “максимально использовать свои большие суда”, “организуя прогулочные круизы в порты Карибского бассейна и в более теплый климат зимой”.

Однако вскоре Баллин понял, что "Августа Виктория" имеет значительные ограничения, когда речь заходит об исключительном удовольствии в море. Пассажирам приходилось мириться с неприглядным оборудованием, ограниченным пространством палубы и отсутствием удобств на борту. Само судно было слишком большим, чтобы заходить в небольшие порты рядом с популярными туристическими направлениями. И строгие спальные помещения тоже были нежелательны для высокомерных пассажиров первого класса, и все это делало Августу Викторию временной мерой.

Обложка Scientific American 1901 года с изображением интерьера и экстерьера корабля
Обложка Scientific American 1901 года с изображением интерьера и экстерьера корабля

Источник: Interior and exterior views of the ship (1901 Scientific American cover)

Инновация этого судна заключалась в признании привлекательности роскошных морских путешествий, разработанных специально для впечатлений от путешествия.

К 1899 году Баллин нанял судостроителя Blohm & Voss, чтобы построить судно, специально оборудованное для комфортабельных морских путешествий. На "Принцессине Виктории Луизе" у него было 407-футовое судно водоизмещением 4 419 тонн с двухвинтовыми двигателями, которые могли рассекать воду со скоростью 16 узлов. (Около 19 миль в час; максимальная скорость "Титантика" составляла 23 узла).

В феврале 1901 года Scientific American подчеркнула, что "судно было разработано для класса обслуживания, который до сих пор выполнялся регулярными судами этой компании...первое судно в своем роде, построенное исключительно для яхтинга [круизного отдыха]”.

Названный Баллином судно в честь единственной дочери германского императора, "Виктория Луиза" могло похвастаться большим спортивным залом, залом для общения, библиотекой, комнатой для курения, роскошной художественной галереей, шикарную столовую, просторными прогулочными палубами, бальным залом для танцев, фотолабораторией для фотографов-любителей и 120 необычайно просторных первоклассных кают — каждая оборудована элегантной европейской мебелью, латунными кроватями и иллюминаторами с двойным освещением, которые открывались, когда корабль находился в теплом климате.

После отплытия из Гамбурга 29 июня 1900 года первый круиз "Виктории Луизы" длился 35 дней и охватывал порты Вест-Индии и Венесуэлы. Последующие круизы "Виктория Луиза" следовали по тому же маршруту, иногда меняя пункты назначения через Средиземное и Балтийское моря и за их пределами. летом судно отправлялось в Норвегию и Балтийское море, зимой - в Средиземное море и Карибское море. На протяжении многих лет корабль швартовался в портах Нью-Йорка, Франции, Англии, Ирландии, Шотландии, Нордкапа в Норвегии и Санкт-Петербурга.

“Виктория Луиза” сделала круизы для отдыха доступными для людей, которые не могли позволить себе содержание и техническое обслуживание, не говоря уже о расходах на строительство таких судов. Её популярность открыла двери для многих дополнительных таких судов, заказанных официальными лицами HAPAG; другие популярные судоходные линии того времени последовали их примеру. (Включая "Уайт Стар Лайн", навигационную компанию, ответственную за ввод в эксплуатацию "Титаника".)

Палуба "Виктории Луизы" могла похвастаться постоянным навесом, который обеспечивал тень и укрытие, в то время как близлежащие музыканты развлекали гостей. Внутри струнный квартет играл на балконе обеденного салона во время ужина, на борт доставляли местных исполнителей, чтобы дать пассажирам почувствовать вкус экзотики в определенных портах.

В дополнение к развлечениям пассажиры посещали первоклассные кухни и наслаждались изобилием представленных продуктов. Все в широком меню, предлагающем несколько блюд, должно было быть спланировано и приготовлено на борту. Выбор меню на борту одного круиза "Виктория Луиза" включал говяжий бульон с клецками из фарины, жареную утку и суп из черники. Чтобы отпраздновать день рождения Авраама Линкольна в море 12 февраля 1906 года — либо в знак уважения к американским пассажирам корабля, либо просто как повод устроить вечеринку, либо и то, и другое — шеф-повар предложил жареного палтуса в русском соусе или страсбургского гуся в желе, в то время как корабельный оркестр играл Джона Картина Филиппа Соузы “Звезды и полосы навсегда” с прилегающего балкона.

Изысканная кухня и оживленные развлечения, к сожалению не могли заменить хорошего мореходства, и величие и спокойствие принцессы Виктории Луизы длились недолго. Во время круиза по Карибскому морю в декабре 1906 года она разбилась о неизведанный горный хребет у побережья Ямайки.

К счастью никто из пассажиров не пострадал, когда корабль сел на мель все были спасены на следующее утро, Брунсвиг отступил в свою каюту после эвакуации и покончил с собой из пистолета. ”Я не могу объяснить его поступок, кроме как исходя из теории, что его гордость была раздавлена несчастным случаем, и что он верил, что только смерть уничтожит то, что он считал своим позором”, - сказал тогда исполнительный директор HAPAG. В статье “Нью-Йорк таймс”, опубликованной несколько дней спустя говорилось, что капитан был "одним из самых известных и надежных командиров на службе компании". Его смерть стала шоком для коллег.

Сам корабль трагически разделил судьбу своего капитана. После того, как было замечено, что набегающие волны "безжалостно обрушиваются на него”, как говорилось в то время в ямайской новостной статье, судно быстро стало полной потерей и вскоре было брошено на произвол судьбы. Как писал Бриннин в Grand Saloon: ”Море забрало один из своих самых красивых призов”. Узнав о потере своего корабля, Баллин заказал тому же судостроителю новое судно, которое он назвал "Метеор".

После крушения "Виктории Луизы" и последующего крушения и затопления "Титаника" и "Лузитании" в последующие восемь лет мир круизов для отдыха остановился. Только после окончания второй мировой войны круизный бизнес начал возраждаться.

"Современные круизные лайнеры в огромном долгу перед такими пионерами, как Альберт Баллин”, - говорит МакКракен. “Его вклад в морскую историю — особенно как отца современных круизов для отдыха — неисчислим”.

Круизы
6937 интересуются