Найти тему
ScaleModel

"Беркут", который так и не пошел в серию, но стал легендой. Сравнение моделей в масштабе 1:72 от "Звезды" и "HobbyBoss".

Оглавление

Всем привет, уважаемые коллеги!

Когда ехал на работу, мне вспомнился российский МАКС 2001 года. Лично я там не был, смотрел по телевизору. Как сейчас помню, новости салона транслировались по Второму каналу (по России) каждый вечер в течении недели. Я был юн и мне дико вкатывала тема с самолетами и вертолетами. Особенно я был поражен демонстрацией нового палубного истребителя - Су-47 "Беркут" с измененной стреловидностью крыла.

Во-первых это был разрыв шаблона для меня. Во-вторых он был адски красив. Поэтому, сегодня я решил поискать информацию о нем в сети и определить какие же фирмы его выпускают в моделизме.

Су-47 "Беркут" и да. Это диорама.
Су-47 "Беркут" и да. Это диорама.

История прототипа.

СУ-47 "Беркут" многоцелевой экспериментальный палубный истребитель 5 поколения. Разработка истребителя с обратной стреловидностью крыла началась в ОКБ Сухого еще в 1983 году. Но в 1988 году проект был свернут из-за его неперспективности - прототип получался очень массивным. Попросту не было тех материалов. В 1989 году проектом заинтересовались ВМФ как принципиально новым палубным истребителем и работы были возобновлены. Но в связи с распадом СССР, финансирование проекта было прекращено и ОКБ вела разработки за свой счет.

-2
В 1999 году новейший истребитель под название С-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне в Жуковском, а в 2001 году самолет был переименован в Су-47 "Беркут"

К большому сожалению, в 2007 году проект был свернут окончательно. Причина тому - самолет из-за использования композитов был нереально дорогим в производстве. Но наработки, использованные на данном самолете, используются до сих пор.

В моделизме данный самолет производится в 72-м масштабе двумя фирмами - наша отечественная "Звезда" и китайским "HobbyBoss".

Стоить отметить , что первой на рынок вышла "Звезда". И вторая модель от китайцев выполнена с большой оглядкой на первопроходца. Поэтому модели в принципе идентичны.

Собранная модель "Звезда":

Собранная модель "HobbyBoss"

Или найдите 10 отличий:

При беглом осмотре возникает мысль, что модели полностью идентичны. Разница только в цвете пластика. Но моделист на то и моделист чтобы развеять эти мифы, что обычному глазу обывателя не видно. И пользователь сайта ScaleModels в одной из статей на сайте привел сравнение с чертежами.

Внимание! В данной статье использован материал из этой статьи

Поехали.

Чертежи.

Так как проект являлся секретным, то чертежей прототипа в сети практически не встречаются. Поэтому для сравнения использовались чертежи из книги Ефима Гордона "Российские экспериментальные истребители нового поколения МФИ и С- 37".

Итак, перейдем собственно к сравнению двух моделей относительно прототипа.

Фюзеляж.

При наложении фюзеляжей моделей обеих моделей на чертеж, наблюдаем что они довольно неплохо в него вписываются

для корректного сравнения фюзеляжей модели была выбрана точка отсчета-начало кромки крыла. Почему именно эта точка? Потому что они тяжелее всего поддаются корректировке.
для корректного сравнения фюзеляжей модели была выбрана точка отсчета-начало кромки крыла. Почему именно эта точка? Потому что они тяжелее всего поддаются корректировке.

При наложении носовой части самолета замечаем, что она уезжает вперед на 3мм, следовательно передняя часть фонаря кабины "уехала" вперед на это расстояние.

А вот обтекатели антенн обеих моделей совсем не вписываются в чертежи и выполнены длиннее чем должны быть. «Hobby Boss» оказался ближе к истине, но сути это не меняет, укорачивать все равно придется. Также у «Hobby Boss» имеются небольшие отклонения в задней части фюзеляжа в районе стабилизаторов. 

В целом задняя часть фюзеляжа у обеих моделей легко приводится к чертежу

Наплыв фюзеляжа в районе кабины по своей форме выполнен правильно, но смещен на те же самые 3 мм.

Крыло

При выравнивании крыльев по чертежу по передней кромке у обоих моделей уведена задняя кромка крыла на 3 мм. При этом у основания требуется выполнить клиновидные вставки. Или забить в щели шпатлевку.

-10

Фонарь кабины пилота.

Фонарь кабины пилота на "беркуте" устанавливался от Су-27, следовательно, что форма фонаря всем известна. Но при сравнении моделей более копийно выполнен фонарь от Звезды.

Для справки: фонари на моделях не взаимозаменяемы. При установке на "китайца" фонаря от "Звезды" придется подгонять посадочное место.

Воздухозаборники

На обеих моделях отсутствует проработанный канал воздухозаборников. Но касательно сечения входа канала, более правдоподобно выполнено на модели лобненцев.

Детали «Звезды» легли четко по чертежным линиям, у китайской же модели совершенно другой угол между двумя образующими поверхностями канала. Соответственно и геометрия носовой части (которая образована теми же углами) в плане сечений у китайской модели совершенно неверная.
Детали «Звезды» легли четко по чертежным линиям, у китайской же модели совершенно другой угол между двумя образующими поверхностями канала. Соответственно и геометрия носовой части (которая образована теми же углами) в плане сечений у китайской модели совершенно неверная.

Стабилизаторы

Если не одно то другое. Вот с хвостовыми стабилизаторами "Звезда" перестаралась, сделав их больше. При наличии правильного радиуса кривизны рук моделиста и напильника конечно можно допилить в размер. Китайский аналог же выполнен более копийнее - детали стабилизатора идеально ложатся в чертеж. Кстати, стабилизаторы от китайцев можно пересадить на модель от "Звезды"

Звездовский обтекатель (справа) длиннее китайского.
Звездовский обтекатель (справа) длиннее китайского.

ПГО

Переднее горизонтальное оперение выполнено одинаково на всех моделях и идеально ложиться в чертежи.

-14

Килевое оперение.

А вот тут оба производителя "сели в лужу".

Звезда: форма правильная но не соблюден размер. ХоббиБосс: просто упростили
Звезда: форма правильная но не соблюден размер. ХоббиБосс: просто упростили

Носовой обтекатель

Как и элемент выше, носовой обтекатель, согласно чертежам, неверен у обоих производителей:

У "Звезды вроде все прекрасно подходит к чертежам, но нет характерного оребрения

У китайцев вроде зачатки оребрения есть, но в чертеж это никак не подходит.

нос у китайской модель «уходит» вниз.
нос у китайской модель «уходит» вниз.

Сопла

Сопла от "Звезды" выполнены более копийно. А вот сопла китайцев сделаны наподобие сопел от Су-27. Но спешу обрадовать - сопла взаимозаменяемы на моделях.

-17

Деталировка.

А вот деталировка кабины пилоты на обоих моделях очень бедная - имитацию приборов предлагается выполнить декалями. Но выход есть - есть в продаже смоляные наборы кабины пилота для обеих моделей

По расшивке - ярче и лучше у китайцев. Но при наложении на чертежи-она находится не там где надо. А вот у звезды более толстая и неаккуратная расшивка, но выполнена она согласно чертежу.

Кстати интересный факт о прототипе:

Использование композитных материалов в самолете заставило понервничать страны НАТО. Параллельно с Су-47 в США велись разработки истребителя F-22 Raptor. И наш истребитель мог бы стать достойным конкурентом в бою. Благодаря особой конструкции крыла устойчивость на больших углах атаки была выше чем у американца , а также отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению. Кроме того, данная технология обеспечивала Су-47 «Беркут» большой дальностью полета на дозвуковых скоростях и позволяла использовать более короткие взлетно-посадочные полосы. Но "Беркут" проигрывал в скорости - самолет не пошел в серию так как не мог развить скорость более 1,6 маха (1909 км в час) в связи с этим проект был свернут.

Вывод:

Не смотря на чертежи я считаю обе модели достойными. Так как аналогов попросту нет.

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях!

Всем спасибо за просмотр! лайк подписка и комментарий улучшают вашу карму!

-18