Оксфордский словарь английского языка объявил «post-truth» словом 2016 года после Брексита и выборов Трампа. И дал определение, которое теперь растиражировано в учебниках и презентациях по всему миру:
Постправда — это обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.
Определение постправды как неких абстрактных «обстоятельств» (circumstances) само по себе является эвфемизмом, то есть одним из приёмов постправды. Дадим этому явлению более честное определение и препарируем его с позиций цивилизационной идеологии.
Пропаганда
Во все времена люди лгали, клеветали, распускали слухи, скрывали правду, создавали образы врага. К началу первой мировой войны появились более совершенные средства распространения информации. Старое явление приобрело новый размах, и для него нашёлся эвфемизм «пропаганда».
До 1914 года слово «пропаганда» входило только в словари по литературе и обладало достойным, возвышенным значением… До мировой войны «пропаганда» означала только средства, прибегая к которым, приверженец политической или религиозной веры убеждал необращенных принять её. Два года спустя это слово вошло в обиход простых крестьян и канавокопателей и стало испускать ядовитые испарения. В конце концов, этим словом стали прикрывать откровенную ложь. (Will Irwin, Propaganda and the news. New York and London, 1936, p.3)
Данное высказывание тоже вполне себе пропагандистское (почему — объясню в комментарии), но нам сейчас важно не это. Слово отразило новое качество явления — властные элиты воюющих стран взялись за формирование общественного мнения целенаправленно, открыто и масштабно, осознав преимущества, необходимость и неизбежность информационной войны. Впрочем, и это было не ново. Ещё в древнем Китае знали, что совершенная победа — та, которая одержана без боя.
Пусть на улицах вражеской столицы шепчутся, что князь обворовывает народ, советники его предали, чиновники спились, а воины голодные и босые. Пусть жители калечат имя своего князя и произносят его неправильно... Пусть им при сытой жизни кажется, что они голодают. Пусть состоятельные жители завидуют тем, кто в княжестве Вэй пасет скот. Разжигайте внутренний пожар не огнем, а словом, и глупые начнут жаловаться и проклинать свою родину. И тогда мы пройдем через открытые ворота. (Сунь Цзы, Искусство войны, IV-V век до н. э.)
Не по этой ли методичке была проиграна холодная война? Не по этой ли методичке нас вынуждают проиграть ещё раз? Любое княжество, чтобы не быть побеждённым, должно бдительно следить за состоянием умов своих граждан. А ещё лучше — вызывать лёгкую зависть соседей реальным уровнем развития и благосостояния.
В Советском Союзе понятие пропаганды определялось в классической нейтральной коннотации. Ведь пропаганда бывает позитивная и негативная, своя и чужая.
А ещё бывает контрпропаганда, объясняющая ложь и манипуляции враждебной пропаганды. Важно осознавать пропаганду именно как оружие, и не оставаться перед ней без защиты.
Пропаганда — распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. (Большая Советская Энциклопедия)
Энциклопедия Британника даёт более узкое и более жёсткое определение пропаганды как манипуляции и навязыванию убеждений.
Пропаганда, распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды, или лжи — чтобы повлиять на общественное мнение. Пропаганда — более или менее систематические усилия манипулировать убеждениями, отношениями или действиями других людей посредством символов (слов, жестов, плакатов, монументов, музыки, одежды, отличительных знаков, стилей причёсок, рисунков на монетах и почтовых марках и так далее). Преднамеренность и относительно сильный упор на манипуляцию отличают пропаганду от обычного общения или свободного и лёгкого обмена идеями. У пропагандиста есть конкретная цель или набор целей. Чтобы достичь их, пропагандист преднамеренно отбирает факты, аргументы и символы и представляет их так, чтобы достичь наибольшего эффекта. Чтобы максимизировать эффект, он может упускать существенные факты или искажать их, и может пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации. (Энциклопедия Британника)
Заметим, что определение завершается формулировкой одной из базовых моделей пропаганды, которая состоит из четырёх пунктов:
- Подмена — часть фактов заменяются или дополняются мнениями или оценочными суждениями, иногда явной ложью.
- Фрагментирование — часть фактов замалчивается.
- Деконтекстуализация — изымается контекст, исторический или социально-политический, без которого корректное понимание смысла фактов невозможно.
- Реконтекстуализация — конструируется новый контекст, выгодный пропагандисту.
В подмене и реконтекстуализации пропаганда всегда обращалась к эмоциям и личным убеждениям. Это одно из основных её свойств. Чем же тогда постправда отличается от пропаганды и зачем понадобилось придумывать новое слово?
В XX-м веке появилось радио и телевидение, менялись формы, методы и средства пропаганды, но суть её оставалась прежней, и название тоже. Пока не пришла эра интернета и социальных сетей, которые не только вывели скорость доставки информации на качественно новый уровень, но и радикально изменили принципы её создания и распространения. Вывели информационную войну на принципиально новый уровень.
Правда
Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой, а лжец может нести всё, что угодно. (Роберт Шекли).
Почему это высказывание вызывает волну эмоций и острое желание оспорить его? Наверное, в этом и есть важное отличие российского менталитета от западного и конкретно американского. Мы свято верим в то, что «сила в правде». Мощное, глубоко поддерживаемое снизу, всей народной массой, стремление российского государства — быть не просто империей, а Империей Правды и Совести. На протяжении веков этому светлому стремлению противостоит сама природа человека, наша биологическая потребность доминирования, приводящая к формированию доминантных альфа-элит. Это не беда России. Естественные процессы отрицательного отбора элит происходят в каждой стране, со специфическими особенностями местного колорита.
Тем, кто стремится к власти и личному обогащению как самоценности, правда, как правило, не выгодна. Пропаганда и ложь используется ими для управления народными массами в своих корыстных интересах. Это не обвинение, такова природа вещей. Коррумпированным альфа-элитам всегда противостоят омега-элиты, стремящиеся к прогрессу, созиданию и миру. От количественного и качественного соотношения этих противоборствующих сил зависит в итоге успешность государства.
Постправда
Постправда — это качественно новое состояние пропаганды, возникающее, когда каждый человек получает технические возможности создания и распространения информации, ранее доступные лишь профессиональным СМИ, но не несёт личной ответственности за качество распространяемой информации (прикрываясь анонимностью или свободой слова в сети).
Это и есть те самые «обстоятельства», о которых политкорректно умалчивает Оксфордский словарь. Именно отсюда логически следуют все остальные отличительные черты «политики постправды».
Деградация массовых коммуникаций. Непрофессионалы включаются в процессы создания и распространения мусорного контента — фейков, сплетен, слухов, лженаучных и конспирологических теорий. Радикально снижается качество общедоступного контента. Профессиональные СМИ не выдерживают конкуренции за внимание массовой аудитории, вынужденно снижают качество контента, делают его более примитивным, более эмоциональным. Уходят в прошлое базовые принципы профессиональной журналистской этики: достоверность, объективность, альтернативность, открытость, честность, социальная ответственность.
Неопровержимая ложь. Количество версий лжи неконтролируемым образом возрастает, правда растворяется среди них и теряет шансы быть услышанной. Правда и ложь, конспирологические теории и их осмеивание, фейки, их опровержения и опровержения опровержений свободно соседствуют в информационном пространстве, порождая явление «неопровержимой лжи», когда ложь давно опровергнута, но находится в сети легче и чаще, чем правда.
Информационные пузыри. Ложные картины мира собирают своих сторонников в психологически комфортных «информационных пузырях» или «эхо-комнатах», в которых люди слышат лишь многократные подтверждения своих убеждений и перестают воспринимать альтернативные точки зрения и картины мира. Это способствует поляризации общественного мнения, рассинхронизации ценностных ориентиров, усилению разобщённости, ксенофобии и вражды.
Симуляция общественного мнения становится видом бизнеса. Одни люди осознают, что возможность распространять информацию является ресурсом, который можно продавать. Другие люди осознают, что с помощью первых они могут легко и дёшево манипулировать общественным мнением в своих корыстных интересах. Предложение и спрос находят друг друга. Никакой социальной ответственности, только бизнес. Объём контента или количество просмотров легко накручиваются и более не отражают реальных общественных настроений. Они теперь определяются бюджетом, технической и организационной эффективностью медиакампаний.
Виральный контент распространяется по сети подобно эпидемии вируса, без усилий со стороны пропагандиста, так как пользователи сами охотно делятся информацией. Создаётся иллюзия, что идея или идеология завоёвывает умы благодаря своей привлекательности. На самом деле пропагандистский контент постоянно продвигается в сети малозаметными направленными воздействиями. Это управляемый хаос, в котором крайне трудно идентифицировать центр управления и его истинные намерения. Сетевая стратегия позволяет пропагандисту скрывать себя или свои цели, экономить время и средства. Она намного более эффективна, чем прямая трансляция пропаганды, когда интересанты действуют открыто.
Вбросы и манипуляции. Чтобы виральный контент начал распространяться сам, он должен быть вброшен в информационное пространство в правильное время, в правильных местах и быть настолько понятным и настолько эмоциональным, чтобы вызывать желание поделиться. Люди вряд ли станут распространять нечто скучное или нечто сложное. Цеплять за живое, шокировать, давать простые поляризованные оценки и готовые интерпретации — обычные техники манипулирования из арсеналов пропаганды. В давние времена сильные мира сего держали специальных людей для распространения в народе нужных им слухов. В эпоху социальных сетей процесс стал технологичнее, но суть его едва ли поменялась.
Уход от ответственности. Постправда решает одну важную проблему пропагандиста —как продолжать свою деятельность, не обращая внимания на недоверие, неодобрение, контрпропаганду, идеологическое противодействие и собственные просчёты. Сокрытие бенефициаров пропаганды минимизирует их репутационные риски. Постправда идёт ещё дальше и отменяет репутацию как таковую. Можно не следить за точностью формулировок, преувеличивать, преуменьшать, замалчивать и просто лгать. Когда лгут все, важным становится искусство лгать правдоподобно, красиво и даже театрально. Лгать именно то, что ожидает толпа. Солгав, можно потом опровергнуть, оправдаться, извиниться, но это не будет иметь значения, это мало кто заметит, все запомнят именно первую эмоцию.
«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» — Франсуа Рене де Шатобриан (цитату приписывают Геббельсу, но он лишь повторил).
Пропаганда постправды. Для усиления эффекта постправды пропагандируется мнение, что «простому народу» правда скучна, не понятна, не интересна, не нужна, якобы «простой народ» с большей охотой потребляет не факты, а эмоции. Постправда может скрываться под новым эвфемизмом «инфотейнмент», оправдывая и поощряя регулярное потребление ложной или мусорной информации. Всё это деструктивные манипуляции, нацеленные на снижение культурно-образовательного уровня общества. Более того, медиа-элита цинично применяет постправду к самой себе, пропагандируя эти убеждения среди работников СМИ.
Подытожим
Постправда не так безобидна, как может казаться, или как нам внушают. Это не развлечение, не инфотейнмент, и даже не свобода слова на грани вседозволенности. Включаясь в потоки постправды по своей воле и следуя своим убеждениям, люди могут не осознавать (каким бы критическим мышлением они ни обладали), что они поддались манипуляции, включились в чужую медиакомпанию, помогая распространять сплетни, подтасованные факты или подрывную идеологию.
Постправда — это высокотехнологичная форма пропаганды, а пропаганда — инструмент ведения информационной войны. Любая война, будь то горячая, холодная, гибридная, информационная, является злом, ведёт к уничтожению ресурсов и препятствует развитию цивилизации.
Постправда используется альфа-элитами для достижения своих корыстных целей в борьбе за доминирование — для формирования выгодного им общественного мнения и повестки дня, сдерживания развития конкурентов, дестабилизации геополитических противников, ломки их культурного кода и системы ценностей. Всё это — антицивилизационные функции постправды.
Обесценивая стремление человека к познанию, постправда подрывает фундаментальные основы цивилизационного развития, в долгосрочной перспективе создаёт дефицит людей с адекватной картиной мира. Адепту ложной картины мира легче навязать модели поведения, невыгодные ему самому, его окружению, его стране. Общество постправды менее креативно, более уязвимо, и в исторической перспективе неконкурентоспособно.
Постправда носит антицивилизационный характер, противоречит цивилизационным целям и ценностям.
Цивилизация должна иметь иммунитет к посправде.
Хартия информационного общества против постправды требует всеобщего и повсеместного обеспечения равных возможностей не только доступа к информации, но и защиты от лжи, обмана, фейков и прочих антицивилизационных проявлений постправды.
#цивилизационная идеология #постправда #пропаганда