Найти тему
Людмила Шторк

Праздник Пурим. Что можно сделать в преддверии беды? В чем проявляется настоящий лидер?

Праздник Пурим, который вчера начали отмечать в Израиле, каждый год напоминает нам о том, что не всегда истории заканчиваются так, как начинались.

В этот раз я хотела бы внимательнее рассмотреть динамику взросления и развития главной героини истории – Есфирь. Здесь мы видим становление и раскрытие мудрой женщины – лидера, настоящей царицы.

Это сирота, которую воспитывал Мордехай, ее двоюродный брат, который взял ее себе вместо дочери.

Когда Есфирь взяли в царский дом, никто не спрашивал ее желания, ведь ее народ был в плену, хотя Мордехай и был уважаем при дворе царя. Но вместо возмущения и бунта, Есфирь прошла необходимую подготовку вместе со всеми девушками, взятыми во дворец. Когда пришло время идти к царю, она спросила у того, кто хорошо знал царя, у евнуха царского, что ей надеть, какими ароматами пользоваться и что делать. Этим она понравилась не только царю, но и всем, кто его окружал. Но Есфирь не стала показывать себя и даже умолчала о принадлежности к евреям, то есть о себе она говорила и показывала только то, что нужно было в данный момент для достижения цели. Ставка была не на себя, а на цель – достичь возможности влиять на царя, а значит и на все царство.

Есфирь знала о своей красоте и показала ее в полной мере, но не так, как ей хотелось бы показать себя, а так, как было максимально правильно для достижения цели. То есть она оценила все свои возможности и попыталась максимально их раскрыть. Есфирь не пренебрегала советами старших и более опытных и это ей удалось.

Став царицей Есфирь все также исполняла то, что говорил ей названный отец. Она доверяла его мудрости и была послушной. Ее двоюродный брат, Мордехай «сидел у ворот царских», это означало, что он разбирал проблемы народа, что-то вроде современного судьи и влиятельного человека. Когда Мордехай узнал о заговоре против царя, он сообщил Есфири, и она сообщила царю не от своего имени, а от имени Мордехая (не присвоила славу).

Мордехай не только приемную дочь свою попросил не говорить о том, что она еврейка, но и сам не говорил об этом. Но когда Аман потребовал нарушить Заповедь и поклониться ему, Мордехай объяснил, почему не будет этого делать. И здесь уже невозможно стало умолчать о принадлежности к народу.

Через время, когда Мордехай услышал о повелении истребления его народа, то не стал важничать и дошел до царских ворот в разодранной одежде, посыпанным пеплом в знак скорби, но не попытался пройти дальше, зная о запрете царском.

Когда Есфирь узнала о том, что грозит ее народу (хотя ее истребление не коснулось бы), она прекратила ухаживать за своим тело, сняла красивую одежду и заменила на вретище. А те места тела, которые в праздники украшались, она покрыла распущенными волосами. В своей молитве она говорит, что не дорожила царским венцом, который надевала на праздниках и во время молитвы прикрывает волосами те места, где бывают украшения в дни празднеств, показывая, что для нее украшения ее рабовладельцев – стыд, когда она приходит к Богу в молитве. Но избрание от Бога, о котором она только слышала от старшего поколения, для нее очень важно и ценно.

Теперь Есфирь уже не спрашивает у названного отца, что ей делать. Она обладает бОльшей информацией о характере и нраве царя. Поэтому она просит отца только молиться, и чтобы все остальные тоже подключились к этой молитве. Здесь Есфирь уже действует как вполне сложившийся лидер, настоящая царица. Она осознает свое положение, знает пристрастия царя. Она не переоценивает собственную значимость, но опять продумывает и включает ВСЕ свои ресурсы к достижению цели.

После трех дней поста и молитвы, Есфирь идет к царю. Этот выход во двор мог бы стать для нее последним. И вот здесь она делает все, чтобы привести в восторг и понравиться царю. Она не просит его войти в ее положение, но заставляет царя восхищаться своей красотой. Добившись его милости, когда царь сказал «до половины царства дам тебе», она только приглашает его на пир вместе с ее заклятым врагом и убийцей.

Во время пира, когда царь опять спросил, чего она желает, Есфирь все равно не сказала своей нужды. Она пригласила его на пир на следующий день.

Подобное терпение и целеустремленность, подобный самоконтроль действительно, присущ настоящей царице. Если бы Есфирь поспешила рассказать свою нужду царю, то Бог еще не отнял бы у него сон и не подготовил сердце властителя к настоящему решению. Есфирь сумела использовать все отпущенные ей ресурсы – свои красоту и обаяние, украсила себя именно так, как нравилось тому, от кого зависела судьба ее народа. Она устроила для него то, что ему нравилось. Вся эта история начинается с пира и Есфирь знала, как важно для царя пир и почести, воздаваемые ему.

Не сообщив царю свою нужду, Есфирь оставила вопрос. Этот вопрос, вместе с тысячами молитв, которые возносились к Богу в этот самый момент, заставил Артаксеркса остановиться. Бог отнял его сон и дальше случилась цепь событий, описанная в этой истории.

Есфирь позволила чуду от Бога вмешаться в дело. Не стала торопить события, хотя степень ее ужаса и ожидания беды можно было себе представить, если внимательно прочитать то, как она вела себя до того, как пошла к царю. Но здесь личные переживания встали на второй план. Она делала то, что было нужно, а не то, что хотела.

Только тогда, когда все обернулось полной победой, Есфирь сказала царю, кем для нее был Мордехай, насколько важен он был для нее.

И только тогда, когда Есфирь сделала все, что только могла для того, чтобы вызвать милость царя для себя и своего народа, она просит за свой народ и дает волю слезам.

Видя действия Есфири и ее названного отца, отметив мудрость и тонкость, с которой они понимают все дворцовые правила и законы страны, царь отдает Мордехаю свой перстень и позволяет ему писать указ для всей страны, чтоб защитить свой народ. И день, который должен был оказаться последним для иудеев, становится их праздником на многие поколения.

Когда мы находимся в преддверии беды, есть два способа действовать – бежать и прятаться, запасать соль и гречку, или же оглянуться и подумать, какие ресурсы я могу отдать для того, чтобы в корне изменить ситуацию? Мордехай делал свое дело, Есфирь свое. А весь остальной народ – свое. Они молились с постом о том, чтобы Бог помиловал их и дал освобождение от надвигающейся беды. И каждый победил на своем месте.

-2