Найти тему
Руслан и Людмила

Почему не каждый может стать моряком и служить на подводной лодке?

Признаюсь вам честно, я никогда не видела подводную лодку вживую, поэтому с трудом представляю её размеры и масштаб. Тысячу раз я наблюдала за ней в фильмах или новостях. Но никогда ничего не слышала о том, как живут и служат моряки на этой громадине. Мне стало интересно, насколько трудно приходится этим людям справляться с условиями жизни на подводной лодке, и я решила детально разобраться в этом вопросе.

1. О том, трудно ли быть подводником, рассказал в интервью "БелПрессе" Вадим Юрьевич Абросимов, капитан III ранга в запасе.

-2

Ограниченное пространство

Вадим Юрьевич служил на дизельной подводной лодке проекта 641. "Она была очень-очень компактной. В каюте командира со сдвижной дверью, как в купе поезда, помещался секретер, откидной столик и коротенькая койка. Командир спал там скрючившись, подставив кресло под согнутые колени." Другие члены подлодки спали на подвесных койках в носовом торпедном отсеке, через середину которой проходила труба. "Забираешься, обнимаешь трубу и спишь!"

К несению службы готов!

-3

Несение вахты - одна из задач моряка. Вахту на корабле несут в три смены: в моей боевой части (БЧ) в первую смену дежурит командир боевой части, во вторую – командир электронавигационной группы. Есть ещё и третья смен  – так называемая собака: с 4 до 8 часов утра. В это время человеку сильнее всего хочется спать. По словам Вадима Юрьевича, дежурство в третью смену давалось ему непросто. Спать было строго запрещено, поэтому он много пил кофе.

Вроде бы моряки, но как дети

-4

Но иногда случались и забавные события. Например, при проведении учебной стрельбы, "была традиция на корпусе торпеды мелом писать послание, адресованное экипажу судна-торпедолова. Без мата там почти не обходилось... когда мокрую торпеду поднимали из‑за борта, надписи были не видны. Они проступали позже, когда торпеда высыхала. Там были такие сочинения – шедевры! А когда мы выходили в море, то устраивали батлы стихоплётов: БЧ-1 на БЧ-5, БЧ-5 на БЧ-7." При этом, никто никогда не обижался.

2. Воспоминания ещё одного моряка о службе на подлодке:

Судьба занесла

-5

Моряк попал на подводную лодку призывником, прошёл учебу, после которой распределяют на базы. "Подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые." Он попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Традиции

-6

Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. Наливают забортную воду в плафон из каюты, которую нужно выпить. На вкус она не очень приятная. После этого выдают свидетельство, нарисованное от руки, которое подтверждает, что ты - подводник.

На некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать.

Будни на подлодке

-7

На подводной лодке обычно служат два экипажа, которые меняют друг друга. Экипаж выполняет разные задания: "погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу." Также одной из задач является патрулирование прибрежных территорий. Длится одна такая служба от 50 суток (самая короткая) до 90 суток (самая длинная).

"Вместо дедовщины на флоте есть годковщина. Тех матросов, которые только пришли на флот, называют караси: они должны тихо сидеть в трюме и убирать воду и грязь."

"Следующая каста — подгодок — матрос, который отслужил два года, а самые крутые — годки — у них срок службы больше, чем 2,5 года. Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам: одна половина — это их, а вторая — всех остальных."

Быт моряка

-8

"Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь." На вахте необходимо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи. Если необходимо всплыть для передачи радиосигнала, морякам не разрешается выходить на свежий воздух.

Досуг моряки проводят играя в шахматы, домино, смотрят кино на планшете или кинопроекторе. Иногда устраиваются праздники или соревнования.

Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Каждый выполняет одну и ту же обязанность по уборке, который изначально закрепляется за ним при поступлении на службу.

что едят?

-9

На подлодках обычно кормят очень хорошо. На завтрак "творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла."

3. Воспоминания Рашида Нуруллина

Рашид Нуруллин за время службы совершил 4 дальних похода – от 78 до 80 суток каждый. И 9 выходов от 2 до 20 суток. В общей сложности он провёл на глубине 384. Как признаётся Рашид, за время службы не было времени на отдых и размышления о жизни. Всегда находилась какая-то работа, которую необходимо было выполнить чётко. Спать тоже удавалось недолго, поэтому дни пролетали очень быстро. О том, какие задачи ставились перед экипажем, было запрещено говорить. Подводная лодка подходила незамеченной к стратегически важным объектам и следила за ситуацией.

Как отмечает Рашид, самое страшное на подводной лодке - пожар.

"Вспыхнул пожар в твоем отсеке, по книжке твоего боевого номера, ты должен остаться в этом отсеке. Девиз был такой – сам погибай, но товарища выручай. Ты герметизируешь отсек. У каждого на подводной лодке при себе есть индивидуальное дыхательное устройство. Оно рассчитано на работу в течение от 10 до 50 минут, чтобы было время взять средства защиты, рассчитанные на более долгий срок. Оставаясь в отсеке, ты должен его загерметизировать, чтобы газ, дым не перешел в другие отсеки. .. Даже попадание воды в отсек, по словам подводников, не так страшно. - При поступлении воды в отсек, есть возможность включить подачу воздуха, создать воздушную подушку. А при пожаре бывает так, что человек не успел индивидуальное средство защиты применить, отключился и погиб."- говорит Рашид Валиахметов.

4. Офицер-подводник о плюсах и минусах службы на подводной лодке

-10

В несении любой службы всегда есть положительная и отрицательная стороны. О том, какие плюсы у подводников, рассказал офицер-подводник:

1. зарплата. По его словам, зарплата офицера-подводника "примерно 130-250 тысяч рублей в зависимости от должности, выслуги и т.п. при наличии полного выбранного северного коэффициента (прослужить 5 лет на Севере);"

2. год за два. "Семь с половиной лет на АПЛ — и ты пенсионер." Например, Вадим Абросимов стал пенсионером в 29 лет;

3. отпуск. Он зависит от того, где служишь, например, на Севере дают дополнительные дни. Например, этот офицер имеет "35 основной + 15 северных + 15 (365-й приказ) + 5 дорога + 20 ОУС = около 80 суток.";

4. паёк. Каждый месяц выдают определённый набор продуктов: масло, яйца, мясо в брикетах, курицу, колбасу, муку, овощи и т.д.;

5. жильё. Предоставляется служебное жильё, которое можно выбрать самому;

6. хороший коллектив. Обычно коллектив на подлодке дружный. Принято называть друг друга по имени, а не по званию. Выполнение отдельных задач происходит сообща, например, во время уборки убираются все без исключения.

-11

Из минусов офицер-подводник выделяет:

1. чаще в море - меньше дома;

2. серость, однообразие службы под водой;

3. постоянный риск. Экипаж подводной лодки постоянно отрабатывает внештатные ситуации, которые могут произойти на судне, например, пожар;

4. отсутствие связи с внешним миром, с родственниками, друзьями и близкими;

5. бытовые условия: моются обычно раз в неделю, слышен постоянный гул, ограниченное пространство вокруг.

5. Жизнь подводника глазами старшего мичмана, ветерана ВМФ России Николая Локтионова

-12

Николай Локтионов служил на подлодках 667А и 971, на которых плавал от Канады до Баренцева моря. В общей сложности, он прожил под водой 5 лет.

Он признаётся, что служба на подводной лодке - нелёгкое дело. Помимо того, что подводник 4 часа стоит на вахте, он должен постоянно заниматься обучением и отработкой. Если он находится на берегу, то должен быть готовым, что его могут вызвать в любую минуту, чтобы отправиться в море.

-13

Чтобы быть подводником, необходимо уметь вести себя и не поддаваться панике. Слабонервных не допускают до службы. При возникновении внештатных ситуаций необходимо действовать без эмоций и спокойно выполнять отработанные заранее задачи.

"И вот проходит по лодке сигнал – заклинка рулей. Мы находимся на глубине 150 метров. Люди спокойно идут на посты, садятся, понимая, что на такой глубине мы можем остаться на четыре года, .... За счет полного оборота винтов и давления лодка потихоньку выкарабкалась на ту глубину, на которой можно продуть балласт. Там внизу давление огромное, и силы воздуха не хватит, чтобы выдавить воду из цистерны, чтобы лодка стала легкой. И вот мы поднялись на 70 метров, спокойно продулись и всплыли, разобрались с этими рулями, починили и поехали дальше. Все спокойно решается." - вспоминает Николай.

6. Матросы о жизни на дизельной подлодке "Новороссийск"

-14

О жизни на подводной лодке матросы рассказывают спокойно.

о воздухе

-15

Благодаря системе регенерации, дышится в лодке нормально. Не возникает проблем с клаустрофобией и морской болезнью. Все уже привыкли к таким условиям.

Многим из них нравится выбранный ими путь, и они ничего не хотели бы менять в своей жизни.

Каждый матрос обязан разбираться во всех приборах, которые есть на подводной лодке. Их этому старательно учат. Например, электрик должен знать всё электрооборудование на лодке.

о питании

-16

На подлодке есть свой повар. Он готовит разнообразные блюда, например, есть и мясо в сырно-сливочном соусе, солянка, борщ, гороховый суп, курочка в соусе карри и другие. Блюда заправляются разнообразными специями и приправами. При этом, на атомной подлодке не разрешается употреблять спиртное, а на дизельной можно только 50 грамм сухого красного вина.

На подводной стоят опреснители, поэтому вопроса о нехватке пресной воды не возникает.

о запретах

Те, кто служит на подводной лодке, забывают на время плавания о курении, которые запрещено.

Кстати, мобильными телефонами пользоваться тоже запрещается.

об удобствах

-17

Спят моряки в каютах, каждая из которых рассчитана на 14 человек, где люди спят и принимают пищу. Отдельной столовой на лодке нет.

Не смотря на то, что жизнь подводника наполнена риском и путешествиями, на мой взгляд, едва ли она подходит каждому человеку, ведь жизнь вдали от дома и непростые условия на судне - это далеко не все минусы в службе подводника.

-18

А вы хотели бы стать подводником? Или вы уже служили на подводной лодке?

Пишите комментарии, ставьте лайки.

С вами был канал "Руслан и Людмила". Желаю вам крепкого здоровья и яркого весеннего солнышка над головой)