Найти тему
Первый на Волге

СТАНЦИЯ РЖЕВ-БАЛТИЙСКИЙ

Станция возникла при строительстве Виндавской железной дороги. Изначально с целью экономии времени и средств линию планировалось провести в 15 км от южной границы города с пересечением с Ржевско-Вяземской железной дорогой в районе разъезда Рождествено. С просьбой приблизить дорогу к городу выступили городское управление Ржева и местное земство, опасавшиеся ухода торговли из города. Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги согласилось изменить маршрут, дополнительно построив соединительную линию между новой станцией и дорогой на Вязьму.

Линия из Себежа пришла в Ржев в декабре 1900 г., в январе была продлена до Волоколамска. Первый поезд из Москвы прибыл в Ржев летом 1901 г., в дальнейшем сообщение стало осуществляться три раза в неделю.

Московско-Виндавскую дорогу открыли в начале ХХ в., с целью связать район Москвы с портами на Балтийском море, по кратчайшему расстоянию.
Проходит она по маршруту Москва — Ржев — Великие Луки — Елгава (Митава) — Вентспилс (Виндава).

Первое здание вокзала было деревянным и одноэтажным построено в 1902 г., и приурочено к открытию Виндавской железной дороги. Тут имелся буфет и зал ожидания для пассажиров I, II и III классов.

28 августа 1920 г. во время первой после Октябрьской революции переписи населения станцию проезжал В.И. Ленин. Во время остановки поезда вождь мирового пролетариата и прошёл перепись. В 1937 г. в клубе станции с докладом о советской литературе выступал писатель, автор романа «Молодая гвардия» А. Фадеев.

-2

В 1941 г. в ходе Великой Отечественной войны, в результате жесточайших обстрелов и бомбёжек, здание вокзала и большинство станционных построек, было уничтожено, а сама станция оказалась в оккупации.

-3

После войны был подготовлен ряд проектов по восстановлению станции Ржев. Например, в журнале «Огонёк» № 29 в июле 1946 г., был опубликован проект вокзала станции, разработанный Центральной архитектурной мастерской Союзтранспорта МПС СССР, автор – архитектор Н. Панченко. В проекте указывалось, что вместо деревянного вокзала, уничтоженного гитлеровцами, будет сооружён каменный. Во внутренней отделке предлагалось применить цветной мрамор и ценные породы дерева.

-4

Здание вокзала заново отстроили в 1952 г., но ввиду экономии средств его бюджет урезали.

-5

В настоящее время электрификация на ней существует только от Москвы-Рижской до станции Шаховская. А 2-х путная она только до Волоколамска.
Весь главный ход однопутный, не электрифицированный. Начинается от станции Шаховская недалеко от границы Московской области и продолжается по территории Тверской и Псковской областей до границы с Латвией.

В 2021 г. в здании вокзала открылась экспозиция, где рассказывается про историю Ржевского железнодорожного узла.

В экспозиции отражён исторический путь всех предприятий и организаций узла, собраны экспонаты по истории депо, здания вокзала, отражён военный период.

Источник: История Октябрьской железной дороги https://vk.com/club206370557

#ржев #ржд