Найти тему

Новая дидактика Яна Коменского. 430 лет со дня рождения великого педагога

«Учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем» Я. А. Коменский

Чешский мыслитель и писатель Ян Амос Коменский (1592-1670) стал широко известен своей новаторской деятельностью в педагогике. Это он ввел столь привычную сейчас классно-урочную систему. Помимо этого Коменский написал книги: «Лабиринт света и рай сердца», «Мир чувственных вещей в картинках», «Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году» и др.

Ян Коменский родился 28 марта в городе Нивница. Семья была верующей, и отдала мальчика в школу с религиозным уклоном. Когда в 1602 году в Европе вспыхнула эпидемия чумы, то погибли родители Яна и его сестра. Горе помогла победить только вера, и непрестанная учеба. После окончания школы Ян поступает в Хернборскую академию, а затем в Гейдельбергский университет, специализирующийся на преподавательской деятельности.

В 1616 году Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев и проповедников, но находит время и для науки. Молодой ученый стал известен тем, что написал словарь «Сокровищница чешского языка», ставший популярной энциклопедией для лингвистов. В 1618 году выходит книга о традициях и обычаях Моравии, а с 1627 года Коменский приступает к написанию своих дидактических трудов. Книги «Открывая дверь языкам», «Материнская школа», «Физика» и другие учебники закрепили за ним славу передового педагога.

Книга «Материнская школа» и сегодня поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле – воспитании детей. Коменский старается донести истину, что дети являются даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, и относиться к ним нужно с величайшей заботливостью.

Интересная форма работы, введенная Коменским – это умение ярко читать лекции, используя элементы театральности и актерского мастерства. Неудивительно, что ученики запоминали такие уроки на отлично. Я. А. Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают. Так было сформировано «золотое правило наглядности».

Новаторство в педагогике проявилось также в создании «пансофии» – уникального метода обучения всех и всему. Цель этого метода в том, чтобы сформировать у учащихся широкое видение мира. Результаты «пансофической школы» были блестящие – особенно хорошо ученики усваивали математику, физику и астрономию.

В 1623 году Коменский написал сочинение «Лабиринт света и рай сердца». В нем Путник, решивший выбрать себе достойное поприще, отправляется «посмотреть всевозможные дела человеческие». Через свои путешествия он осознает то, что Коменский назвал «лабиринт света и рай сердца», т. е. обретает ясное видение того, что на этом свете и во всех предметах его нет ничего, кроме суеты и заблуждения, сомнения и горестей, призрака и обмана, тоски и бедствий и, наконец, досады и отчаяния; но тот, кто остается дома в сердце своем и запирается с одним Господом Богом, приходит сам собою к истинному и полному успокоению и к радости.

-2

В XVII веке в культурной жизни Западной Европы зарождается такой уникальный феномен, как научная педагогика. В этот период она окончательно выделилась в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обрела характерные признаки развернутой научной теории. Опыт работы в школе позволил Коменскому создать новую дидактику, которая учитывала все стороны обучения, социальные условия и передовые достижения науки. В 1627 году Коменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и окончил ее в 1632 году. Я. А. Коменский писал: «Мы решаемся обещать Великую дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но продвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию».

В 1638 году «Великая дидактика» была переведена самим Коменским на латинский язык. Впервые эта лучшая дидактическая работа великого педагога была опубликована в Амстердамском издании педагогических сочинений Коменского в 1657 году. В этом труде Коменский вступает в борьбу со старым порядком дел, с преданиями и предрассудками. Он смело и решительно обещает лучшую будущность школе и воспитанию.

Коменский подчеркивал, что образование есть искусство учить и учиться. И если профессии учителя учат, то искусству учиться учащихся практически не обучают. При этом можно постоянно слышать о цели школы – научить учиться. Утверждая, что стать человеком можно только в результате научения, Коменский обращает внимание, что способности человека легче всего раскрываются в «нежном» возрасте, то, что воспитывается в раннем возрасте; человек впитывает в себя прочно и устойчиво. Осуществлять это лучше всего «в местах, которые предназначены для общих совместных занятий, которые называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.». При этом создание школ есть священный обычай каждого христианского государства. Школы должны быть общедоступными для богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчиков и девочек, в городах и деревнях.

Рассматривает Коменский и сложнейший вопрос о том, как учить всех, если у всех различные способности? Ответ Коменского представляет большой интерес. «Надо признать, – пишет он, – что каждый получит разные знания. И это надо воспринимать как данность. Не следует от всех требовать одинаковых знаний. Разница окажется лишь в том, что более отсталые будут знать, что они восприняли весьма ограниченное знание вещей, но все же кое-что восприняли, более же способные, переходя от изучения одного предмета к другому, будут все глубже и глубже проникать в сущность вещей и тем самым приобретать все новые и новые полезные знания о них».

К сожалению, проблема обучения по способностям и до настоящего времени не разрешена, более того, она усугубляется наличием образовательных стандартов и едиными требованиями к итогам обучения.

Обучение должно осуществляться в соответствии с принципами сознательности и активности; наглядности; постепенности и систематичности знаний; упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Обучение необходимо начинать с простого, добиваясь того, чтобы у учеников было общее понимание целого, только на фоне усвоения целого следует проводить изучение частностей. В изучении предметов должна быть обеспечена преемственность, так «чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь».

Каждая наука должна изучаться в самые сжатые сроки, точно по правилам, каждое правило должно излагаться ясными и сжатыми словами, сопровождаться многочисленными примерами, показывающими разнообразное его применение. Обучение следует делить на классные занятия и домашнюю работу, к запоминанию необходимо относить только самое главное, предоставив остальное свободному течению, в ходе преподавания следует учитывать степень восприимчивости ученика, которая будет увеличиваться с возрастом и в ходе дальнейших занятий. Заучивать надо то, что хорошо понято. Следует заниматься тем, что соответствует возрасту и способностям, при этом следует учитывать их интересы. К выполнению задания следует приступать только после того, как в достаточной мере разъяснены форма и способ выполнения. Нужно учить только тому, в чем есть очевидная польза. Необходимо заботиться, чтобы разные предметы преподавались одним и тем же методом. При этом необходимо распределять материал на основной, подлежащий усвоению, и дополнительный, который должен быть предоставлен свободному течению.

Согласно Коменскому полное образование занимает весь период юности человека до 24 лет. При этом существуют четыре типа школ:

1) материнские школы в каждом доме;

2) школы родного языка – в каждой общине, селе, местечке;

3) гимназии – в каждом городе;

4) академии – в каждом государстве, или даже в каждой значительной провинции.

Однако великий педагог не считал, что образование доступно только в молодые годы. Напротив, в своем труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он отмечает необходимость образования и воспитания человека на протяжении всей жизни.

-3

Книга Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира. Эта книга была написана в 1650-54 гг. Она представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его принципам. В основу учебника были положены три глобальные философско-педагогические идеи: познание, основанное на чувственном опыте в его органическом единстве с практикой и абстрактным мышлением; познание в процессе деятельности; познание, направленное на получение всестороннего, энциклопедического (пансофического) образования, поставленного на службу реальным потребностям человека и общества.

Коменский подметил разницу между научным и педагогическим изложением предмета. Ведь важно не просто написать грамотный учебник, но и сделать его интересным и доступным для детского восприятия. «Мир в картинках» стал первым иллюстрированным учебником в педагогическом смысле слова.

«Я надеюсь, что такая книга, построенная на подобных началах, принесет следующую пользу. Во-первых, она привлечет к себе детей, так что они в школе будут уже видеть не муку для себя, а удовольствие... Во-вторых, эта книга послужит для возбуждения внимания детей, для приковывания его к предметам и все большего и большего заострения его... приготовляя их к более высоким занятиям. Отсюда произойдет и третья польза, а именно: дети, которые будут привлечены к рисункам и внимание которых будет захвачено посредством игры и шутки, приобретут понятия о главнейших предметах в мире».

Коменский очень много путешествовал, объездил всю Европу, но в 1657 году, устав от кочевой жизни, по приглашению амстердамского сената, выехал в Голландию, где прожил до конца своих дней. Все творчество Яна Амоса Коменского пропитано духом гуманизма. Главной идеей чешского педагога является утверждение о том, что все достижения в мире могут быть донесены через школу на родном языке до всех людей независимо от расовой, общественной, религиозной принадлежности. При этом каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования». Коменский одним из первых высказал мысль о возможности обучения детей с нарушениями в развитии. Утверждал, что особую заботу общество должно проявлять по отношению к слабоумным. Выдвигал идеи ранней помощи ребенку и его интеграции в образовательный процесс. Великий педагог свято верил, что образование необходимо для всех! Подробнее о жизни ученого можно узнать из фильма «Учитель народов Ян Амос Коменский»:

Что читать о Коменском:

Безрогов, Виталий Григорьевич. "Сделавший наукой искусство обучать": Ян Амос Коменский (1592-1670) / В. Г. Безрогов // Вестник образования России. – 2017. – № 6. – С. 70-77.

Грохольская О. Г. Приоритеты развития образования в свете идей Я. А. Коменского / О. Г. Грохольская // Педагогика. – 2018. – № 9. – С. 104-110.

В свете переосмысления педагогических идей Я. А. Коменского рассматриваются приоритеты развития образования в целом как средства самореализации личности, обозначен ряд важных посылов для понимания современной образовательной парадигмы.

Джибладзе, Георгий Николаевич. Философия Коменского / Г. Н. Джибладзе. – Москва : Педагогика, 1982. – 167, [1] с.

В монографии академика Г. Н. Джибладзе рассматриваются философские взгляды великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализируются проблемы взаимоотношения философии и педагогики, философского мышления в эпоху Коменского, соотношения теории и практики в процессе познания, методов научного исследования и обучения. Первое издание книги выпущено издательством Тбилисского университета в 1973 г. В 1978 году по решению правительства ЧССР за заслуги в области комениологии автор данной книги награжден медалью Я. А. Коменского.

Меськов, Валерий Сергеевич. "Матетика и будущее педагогики": парадоксологический подход к анализу проблем, рассмотренных на конференции / В. С. Меськов // Вопросы философии. – 2019. – № 4. – С. 173-184.

Ян Амос Коменский практически заложил основание "науки о познании" применительно к образованию и назвал это направление "Матетика". В статье подводятся итоги Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Матетика и будущее педагогики", лейтмотивом которой стало развитие идей Коменского об образовании человека. Тематика конференции является уникальной и не имеет аналогов в мировой истории образования; она опирается на идеи, высказанные Яном Амосом Коменским. Также впервые основанием анализа стал авторский "парадоксологический" подход, который позволил показать способы классификации проблем, затронутых в ходе конференции.

Перминова Л. М. "Великая дидактика" Я. А. Коменского – научно-педагогический памятник обучению, или О великой миссии человечества / Л. М. Перминова // Педагогика. – 2018. – № 6. – С. 93-98.

Я. А. Коменский рассматривает дидактику в высшем ценностном смысле как искусство (мастерство) обучения, адресуя ее школе, родителям, учителям, ученикам, государству. Значимость "Великой дидактики" состоит в том, что возможность интерпретации ее классических основоположений сохраняется по сей день для обучения как института образования, воспитания и развития человека.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента