При работе с цветом одной из главных целей для дизайнера является создание цветовой гармонии.
Когда мы говорим о цветовой гармонии, то подразумеваем под этим впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.
Для большинства «гармоничными» цветовые сочетания обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
«Гармония — это равновесие, симметрия сил», - Иоханнес Иттен.
По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп:
1. Монохромные - построены на основе одного цвета;
2. Родственные цвета достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге;
3. Контрастные цвета создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге;
4. Родственно-контрастные цвета – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге;
5. «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге.
Не стоит забывать о том, что при создании цветовой гармонии немалое значение имеют не только используемые цвета, но и форма фигур, величина площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между всевозможными цветами любой композиции имеется бесспорная взаимосвязь - каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Модификация одного цвета повергает к разгрому колористической, цветовой гармонии создаваемого проекта и вызывает необходимость изменять все остальные цвета, что влечет за собой увеличение времени работы.