Найти тему
УРАЛОВЕД

Старообрядцы в пещерах Жемерякского лога. Экспедиция И.Г. Горохова 1926 года

Ещё в первых письменных упоминаниях об этих пещерах, расположенных на Южном Урале, говорилось, что они служили убежищем для старообрядцев. До начала XX века в пещере Большой Жемеряк проводили моления приверженцы старой веры.

Летом 1926 года эти места посетила экспедиция Общества изучения местного края под руководством Ивана Гавриловича Горохова (1884-1970). Благодаря его отчёту нам стало известно много интересного. Участники экспедиции обследовали пещеры на берегах рек Увельки и Сухарыша, в том числе посетили и Жемерякский карстовый лог. Эту местность в то время называли Хохряковским участком – земля принадлежала Якову Ларионовичу Хохрякову из Коелги.

Накануне посещения пещеры участники экспедиции заночевали на хуторе около устья реки Сухарыш. Приютивший их Василий Павлович Ченьков рассказывал, что пещера на Хохряковском участке (Большой Жемеряк) и пещера близ «Высокой Дубравы» (Казачий Стан) якобы соединяются (т.е. длина должна быть не менее 4 км). В народе гуляла история, что будто бы один из местных жителей спустился в пещеру на Хохряковском участке, заблудился, проблуждал трое суток без огня и пищи и едва живой выбрался из пещеры близ «Высокой Дубравы». Однако к таким рассказам нужно относиться критически.

Пещера Большой Жемеряк. Фотографии И.Г. Горохова, 1926 г.
Пещера Большой Жемеряк. Фотографии И.Г. Горохова, 1926 г.

Итак, утром 9 июля 1926 года исследователи оказались около пещер Жемерякского лога. И.Г. Горохов писал, что входы в пещеры находятся в трёх ямах, расположенных друг за другом на дне длинного большого лога. Они посетили наиболее доступную пещеру. В наши дни она известна под названием Большой Жемеряк.

Вход оказался низким, попасть внутрь можно было лишь сильно согнувшись. По подземным коридорам путешественники дошли до ниши, на дне которой виднелось овальное отверстие. Исследователи соорудили перекладину и по верёвке с узлами спустились в нижнюю часть пещеры. Им предстал довольно высокий грот, от которого шёл узкий и несколько изогнутый проход. Пол был покрыт липкой грязью, в которой вязли ноги.

«Свечи горят хорошо, воздух чистый; стены влажные от оседания водяных паров из охлаждённого воздуха и все инкрустированы скелетами морских лилий, продуктусов и др. животных, живших в каменно-угольное время и своими скелетами образовавших эти мощные отложения известняка. На стенках, особенно поворотах их и углах, заметно размывающее действие воды; острые углы везде закруглены и самый проход напоминает причудливо идущую неправильных сечений трубу», – писал Иван Горохов.

Всего исследователи смогли пройти 50 м от входа. Далее нужно было ползти по грязи, на что они не решились из-за отсутствия специальной одежды.

-3

И.Г. Горохов выяснил, что здесь ежегодно собирались старообрядцы-беспоповцы (часовенные) и проводили службы. В 1910 году около входа в пещеру Я.Л. Хохряков из Коелги построил часовню. На молебен собиралось до 500 человек из ближайших поселений. Хохряков организовывал для всех обед-поминки. Простояла часовня у пещеры всего лишь 10 лет. В 1920 году её разрушили.

Такое внимание к этому месту со стороны Я.Л. Хохрякова было не случайным. В народе рассказывали, что в XIX веке в этих пещерах жили три старца. Один из них был дедом Хохрякова. Кем были остальные и откуда они взялись – во время экспедиции И.Г. Горохова в 1926 году уже никто не знал. После смерти старцев похоронили здесь же в пещере. И поклониться почитаемым могилам на протяжении многих десятилетий приходили старообрядцы. Землю с могил, а также воду из пещерного озера считали священными. После молебна их брали с собой, как целебные.

«Вероятно, колоритную картину представляют эти собрания: горят костры, всюду старинные костюмы; тут же на переносных аналоях по старопечатным и писанным книгам правят службы. Сколько интересного для этнографа и любителя старины в этих картинах, где седая старина сплетается с действительностью на фоне гаснущего дня, при первых загорающих звёздах», – представлял события тех лет И.Г. Горохов.
-4

И ещё одно интересное обстоятельство. После посещения пещеры экспедиция И.Г. Горохова в этом же районе искала предполагаемый метеорит. О нём сообщил В.А. Герасимов, который побывал здесь в 1912 году вместе с горным инженером. Они обратили внимание на чёрный камень, который лежал в круглой воронке среди ровного поля на грани Хохряковского участка. Подобных пород в окрестностях больше не встречалось, поэтому они предположили, что это метеорит.

Горохов с коллегами обошли территорию, но найти камень не смогли. Расспросы местных жителей и пастуха тоже не дали никаких результатов. Исследователи предположили, что камень могли раздробить на части и использовать, например, для сооружения фундамента.

Это место расположено в Увельском районе Челябинской области. Координаты пещеры: 54.616203°, 61.101319°. Подробнее про местные пещеры я рассказывал в этой статье, а также ранее размещал статью про не менее интересную пещеру Казачий Стан. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.