23-летний студент Московского технического училища Александр Вановский был одним из девяти делегатов Первого съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), который проходил в Минске в марте 1898 года. На съезде он представлял московскую ячейку «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», созданного Владимиром Ульяновым (Лениным).
Всех участников съезда, кроме одного, арестовали через несколько недель. Александра Вановского на три года отправили в ссылку в Вологодскую губернию.
В биографии Вановского, который прожил 93 года, партийная деятельность занимает всего 13 лет. За этот период он был активным организатором и участником Первой русской революции 1905-1907 гг. Как инженер он руководил секретной разработкой новых видов оружия, участвовал в декабрьском вооруженном восстании в Москве. Книга Вановского «Тактика ведения уличного боя» была популярна в те годы среди революционеров. В 1917 году штаб Красной гвардии использовал это издание для составления плана восстания. Испанский перевод книги стал едва ли не главным учебным пособием для левых радикальных группировок стран Латинской Америки.
Но после революции 33-летний Вановский разочаровался в идее насильственного переустройства мира. «Я понял, что социализм немыслим без нового человека», - так объяснял свой уход из партии РСДРП её бывший боевик. В поисках «нового человека» Александр Вановский обращается к христианству. А в 1914 году в звании младшего офицера вступает в ряды царской армии и уходит на фронт. Пят лет он прослужил в инженерных войсках, демобилизовался по состоянию здоровья в Хабаровске и оттуда уехал в Японию на лечение. Узнав о победе большевиков в гражданской войне, он отказался возвращаться на родину.
В 1918 году в Хабаровске вышла небольшая книжка Александра Вановского «Знамя Возрождения», в которой бывший революционер призывает к прекращению братоубийственной войны и поиску единства: «Мы истекаем кровью гражданской войны и взаимной ненависти, и никакая сила не может спасти нас от грядущего рабства. Спасение единственно в обращении к заступничеству Небесной Водительницы. И если мы поймем, что великое будущее нашей страны требует от нас великого единения в борьбе за гражданина нового, действительно трудового общества, в котором «несть ни эллин, ни иудей», «ни пролетарий, ни буржуй», а есть только работники духа, творцы общечеловеческих ценностей, то мы поймем также и бессмыслицу кровавого хаоса, в котором пребываем, и найдем средство к его преодолению».
Существует легенда, что приехав в Японию, Вановский поселился у подножия горы Фудзи, стал вести жизнь отшельника, а со временем приобрёл множество последователей среди японцев. На самом деле все было гораздо прозаичней: он стал преподавать русскую литературу в университетах Токио. Предметом его научных интересов была мифология Страны восходящего солнца. Научной и педагогической деятельности профессор Вановский посвятил все 50 лет своей жизни в Японии.
Русский учёный открыл для японцев новых взгляд на священную книгу синтоизма «Кодзики». Профессор Вановский провёл сравнительный анализ японских мифов и Библии и нашёл в них немало общего. В книге «Вулканы и солнце» он предложил новое толкование японских мифов, показав, что вулканы играют в них такую же важную роль, как и небеса.
Личный архивный фонд профессора Александра Алексеевича Вановского составляет 22 тома, они хранятся в библиотеке филологического факультета университета Васэда. В своих воспоминаниях бывший революционер и философ писал, что всю жизнь он искал ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы на земле могло состояться справедливое общество.
С уважением, международная платёжная система JCB!