Найти в себе героя
Дебютная книга норвежского писателя, а по совместительству журналиста, актёра и педагога Кристиана Виик Йерде (р. 1981), вышла на его родине, в Норвегии, в 2016 году и сразу полюбилась читателям. И это понятно: повесть о летних приключениях двух друзей-соседей, девятилетнего Алвара и десятилетнего Йенса, наполнена каникулярной беззаботностью, мягким светом северного солнца, запахом моря, семейным и дружеским теплом. Сразу чувствуется, что писал ее человек, в своем сердце не расставшийся с детством и сумевший передать это упоительное ощущение восхищения жизнью, которое бывает только в нежном возрасте. «Каникулы в разгаре, солнце светит, воздух чистый и свежий. И пахнет парным молоком, соленой водой и травой. Лучшими на свете летними запахами».
В традиционной персонажной паре «романтик и прагматик», свойственной детской литературе (вспомним Тома Сойера и Гека Финна или Дениску и Мишку из рассказов В.Драгунского) Алвар – более тонко чувствующий и рефлексирующий. Он, хоть и из-под палки, играет на скрипке, чутко воспринимает неброскую красоту северной природы, любит поговорить по душам с пожилыми жителями острова. А еще он умеет «мыслеговорить» с умершими бабушкой и дедушкой. В остальном Алвар обычный мальчишка, проказник и придумщик всяких не всегда безобидных шалостей. Приревновав друга Йенса к приехавшему из столицы Магнусу, он учиняет тому неприятные сюрпризы: подкидывает пауков (Магнус их жутко боится), пускает в его комнату кота Катаклизма, узнав, что у Магнус аллергия на кошек…Йенс более рациональный и рассудительный. Он всячески хочет стать миротворцем между Алваром и Магнусом, но даже его терпение заканчивается, когда Алвар провоцирует Магнуса на драку, прокусывает ему плечо, а в довершение всего громит их с Йенсом домик на дереве – Гнездодом.
Прежняя дружба рушится. Чтобы ее восстановить, Алвару нужно изрядно поработать над собой. Девять лет – это вполне возраст ответственности за свои поступки. Как говорит мудрая Злата, пожилая дама, которой очень доверяют ребята («Ты главный друг детей, остальные тебе в подметки не годятся»), «в душе ты герой. Сейчас тебе надо вытащить этого героя на свет и стать им. Ты ведь понимаешь, что это работа, и трудная?». Главное – научиться прощать и самому просить прощение.
Читателя, привыкшего к специфическому юмору западноевропейской подростковой книги, особенно скандинавской и немецкой, вряд ли смутят живописные картины путающегося в собственных соплях Алвара (у него хронический ринит) или детали функционирования «Пердёжного клуба», который мальчишки организовали до Слёзного клуба. Но множество мам и пап, выросших в традиционной культуре, все-таки не станут приветствовать книгу, где довольно часто упоминаются различные физиологические отправления героев. Конечно, великодушный читатель не будет зацикливаться на этом, тем более что в повести поднимаются проблемы и нравственного выбора, и чести, и верности дорогим людям.