Все мы сталкивались на работе с таким неприятным моментом, как абьюз. Название появилось недавно и стало ну очень популярным в объяснении проблем психологии, да и проблем вообще. Что бы ни случилось – виноват этот самый злой жестокий абьюзер. Дома люди винят во всех своих горестях мать. А на работе достаётся начальнику и коллегам.
Здесь уже были статьи, где я не лестно отзывалась о своей «дорогой и любимой» начальнице, очень похожей повадками и стилем одежды на небезызвестную поттероманам Долорес Амбридж. Моя мадам не так часто одевается в розовое, но в остальном попадание 100%. Чем мне насолила женщина, любящая детско-девчачий цвет?
Когда меня в первый раз прикрепили к её отделу, я узнала, что начальница занимается добрыми делами – благотворительностью. Она помогала нескольким фондам, вела кружки и занятия вместе с известными писателями, поддерживала беженцев из страны У, детям-инвалидам, матерям-одиночкам, возила бесплатно детей из многодетных семей в летние лагеря… Хорошая же женщина, о других забоится, ей не всё равно, как другим. Что я так на неё взъелась? Может быть, для кого-то другого, она самый лучший в мире человек, а для меня – зло во плоти, Саурон моего Финрода, Паулюс моего Сталинграда, татаро-монгольское иго моей Руси, Джокер моего Бэтмена… В общем понятно. Нашим камнем преткновения стала работа. А точнее её понимание моей деятельности в её отделе.
Помимо моих основных обязанностей на меня тогда упали все дела Золушки из сказки – прибери, подмети, помой, отнеси… Из «приятного» - каждодневные требования уволиться немедленно, потому что занимаю чужое место, а её человеку ну очень надо работать именно тут, у неё под крылом. Вместе с тем я должна была при своих 0,5 ставки писать статьи на наш сайт и форум, вести циклы мероприятий, участвовать в семинарах, писать тексты для неё лично и т.д. и т.п. Не слишком ли жирно для Золушки на птичьих правах и без своего стула (о столе и прочем умолчу – так как их тоже не дали, как неугодной) в зале отдела? Она считала, что не просто достаточно, а даже много и искала, где бы убавить.
В своей обиде на такое отношение, я стала внимательно слушать, что говорят о ней в библиотеке и искать информацию в сети. А говорили не очень красиво и приятно, но зато правдиво. Тётенька подмяла под себя всю власть в библиотеке: все акции, конкурсы, крупные и социально-значимые мероприятия заточены исключительно под отдел досуга и иностранный (потому что там раньше замдиректора работала). Другие сотрудники лишь их обслуга и не смеют пикнуть хоть слово против. Да, в последнее время многое изменилось – на младший отдел стали смотреть чуть добрее из-за работы ВСО (пока направление не отобрали в угоду всё тому же досугу) и появления в их арсенале сказочных квестов, на которые с удовольствием записывались все окрестные школы. На старший абонемент пришла молодая креативная начальница и подняла рассыпающийся отдел на новый уровень благодаря роликам и ютубу.
А что же главное зло, как называю я эту женщину? Кроме неуёмной жажды власти в библиотеке она работала директором нескольких своих фондов, которым так активно призывала всех помогать, желательно материально. Фонды эти не имели никакой личной финансовой базы и места жительства, только тянули деньги из спонсоров, ничего не делали кроме больших долгов по счетам, отчёты были фикцией, на организации жаловались люди. Занимались они всё тем же – помощь нуждающимся. В итоге фонды один за другим закрылись от греха подальше. А все «благодарные» дети, беженцы и инвалиды на деле оказались прикормленными друзьями и родственниками, которых она потом пристраивала к себе на работу.
Все кружки отдела досуга – сборище детей друзей, знакомых и прочих, кто может быть как-то полезен «королеве». Так появились книги о соседней гимназии и её учениках в 2 томах, написанные карманным адвокатом по рассказам его сына. Понятно, что и юрист стал дорогим близким другом не спроста. Все программы, озаглавленные названиями его книг – практически об одном и том же. Женщина, активно и громко призывающая к толерантности, вниманию к другим, взаимопомощи и всяческим добрым делам, на самом деле оказалась обыкновенной Шапокляк, которая активно ворует у других и говорит у них за спиной гадости.
Сказка о «добром» самаритянине завершена, вернёмся к абьюзу.
Итак, как я уже сказала, с этой дамой у меня сложились самые, что ни на есть, плохие, токсичные отношения. Это и обман с рабочим временем, и дополнительные нагрузки, и воровство моих выходных, и присваивание всех заслуг… Перечислять можно долго, язык отвалится рассказывать и руки печатать. Бороться с этой мадам можно только своим исчезновением из её отдела – что и было сделано.
Да, я в один прекрасный момент собралась и ушла из отдела досуга на младший, где стала работать в ВСО – возить по садам книги и проводить мероприятия. Удачно вписалась в отдел, мне доверяли писать (вместе с начальницей отдела) методички, вести крупные мероприятия. Бывшая «хозяйка Медной горы» ходила по коридору с кислым видом и не здоровалась. Даже заболела на этой почве. А когда меня и коллегу принудительно «подарили» в досуг, то мадам воспряла духом и начала мной командовать. Не станет же она заставлять тягать мебель и коробки свою сверстницу, лучше пусть поработает сотрудник помладше. Я удивлялась, но молчала – мама ещё в садике учила не огрызаться с взрослыми. Это сослужило мне дурную службу.
Сейчас второй год по дороге на работу мне очень и очень плохо, нет сил просыпаться в будние дни и рабочие воскресенья. Потому что на любом совещании мне грубо затыкают рот, не считают нужным отвечать на мои вопросы, морально ломают, вычёркивают из квартального плана мои мероприятия, забирая время себе и даже - более того! – не дают работать. С другими сотрудниками она ведёт себя точно так же, но «особую любовь» питает ко мне. В чём именно это заключается?
Я уже говорила про воровство выходных, «проверку из комитета» для меня лично, работу в книжном фонде для пенсионеров, который брали не для меня. Добавлю про обещанное в конце прошлого года повышение – как обычно брехня, надо было на диктофон записывать, да и так бы не поверили. Вместо того чтобы заниматься своими обязанностями по ВСО и вести запрашиваемые садами мероприятия, я сижу и караулю комнату с книгами, за которыми ходят редкие читатели-пенсионеры. Почему редкие? Потому что уже перечитали всё, что мы можем им предложить и массово уходят в городскую библиотеку для взрослых. Она дальше и неудобнее, но там есть новинки.
Откуда в садах мероприятия в наше ковидное время? Они были и до того, а по долгу работы мне нужно вести у них свои плановые занятия, чтобы отбить рабочие часы и зарплату. Я обслуживаю около 20 садов и только некоторые сейчас берут литературу и просят проводить мероприятия. Мне же запрещают выезжать, выходить и что-то где-то вести. Нет, не потому что плохо. А потому, что «барыня» сама гулять изволит.
Она и её команда ведут мероприятия в школах. Чаще всего платно. Им не стыдно брать деньги за своё «творчество» потому, что у них есть аппаратура, подаренная друзьями-депутатами, сшитые для каждого на заказ костюмы, знакомые аниматоры, с которыми потом можно поделиться процентом с гонорара (если самим будет лень работать или денег хватает), их приглашают выступать везде и всюду. Эти люди уходят с работы утром и не возвращаются на неё, записывая потом свои многочисленные мероприятия в журнал. Знает ли начальство? Да. Почему разрешают зарабатывать на детях? Потому что с уходом мадам досуг, скорее всего, закроется и деньги в библиотеку поступать не будут. На что Долорес Амбридж деньги? На оплату кредита за квартиру в Москве в одном районе с сыном. Завидую ли я? Нет. Потому что это огромный труд – придумать, написать и сыграть всё самостоятельно, а не выйти в начале праздника на пару минут с улыбкой, цапнуть конвертик с денежкой и уплыть за кулисы, пока другие скачут в образе Петрушки.
Почему я не могу так же? Потому что не пускают, бьют по рукам. Согласитесь, смешно слышать от взрослого человека фразу «извините, я к вам не приеду, мне начальница не разрешает». Но вот так я вынуждена отвечать садам с начала года, когда пытаюсь уложиться в месячный план и не вылететь с работы.
Как я выполняю свой план? Приходится писать ролики на наш сайт, который никто не посещает. Это я делаю дома ночью, потому что в комнате с книгами нет техники для этого. То есть полноценной работы в отделе я не имею, зато отвечаю за всё и за всех – ролики-то не я одна делать должна. Остальные просто снимают на телефон прекрасных себя, а монтаж, подбор списка литературы, картинок и вся грязная работа лежит на мне. В других отделах люди делят эти обязанности и бонусы за такие мероприятия. Мне же не достаётся ничего – на видео не положены читатели, книговыдача и посещения. То есть я занимаюсь непонятно чем, повышать и награждать меня не за что.
Почему я не поскандалю, не брошу всё и не уйду, хлопнув дверью, оставив за спиной осыпающуюся штукатурку и залитый кофе ноутбук? Причина точно такая же, как и проблема. У меня дома есть мама. И она очень НЕ ХОЧЕТ, чтобы я увольнялась. Все разговоры об этом сопровождаются громкими скандалами, криками, угрозами выселения из квартиры и прочими «приятностями».
Такая вот сегодня страшная сказка получилась – я бы даже сказала плач Ярославны в Путивле. Но я, как и восточная красавица Шехерезада, знаю их великое множество. Если захотите, могу рассказывать и показывать вам иные земли, водить караваны по страницам интересных книг, знакомить с другими городами нашей страны, открывать тайный мир закулисья детских библиотек и многое другое.
#абьюз #работа #плохой начальник #психология жизни #детская библиотека #жизненная история