Глава 24. Зевс размышляет
Утро было прекрасное: вершина Олимпа золотилась, туманы уползали в долины, раскрывая Зевсу огромный синий кругозор
- Вот, наверное, то, что ты хотел, Эгидодержавный... - Афина положила перед Зевсом несколько листиков своего отчета.
- Ма...нифест! Что это такое?
- Это не призыв к революции, а форма признания, - успокоила его Афина.
Громовержец стал вчитываться в документ с опаской: он боялся, что в нем опять будут обожествления человеческого разума. Но Афина выполнила задание с честью.
Вот рассказ о генетических матрицах, инстинктах, законах развития потребностей. Преддействия. Иерархии специфических сущностных сил. "Наконец-таки за ум взялись, - подумал Эгидодержавный. - а сколько веков эти люди размышляли по - иному. Фалес, Солон, Клеобул, Мисон и другие серьезные философы, как мальчишки, стали расписывать стены. И где! В храме Аполлона в Дельфах! Написали: "Познай самого себя!" Но можно ли сделать это, если многим вершит подсознание? И вообще, знать о себе буквально все - опасно. В условиях всезнания могут появиться самоуверенные авантюристы, которые возьмутся за массовую переделку людей по своему "раскрою" и разумению. Что, конечно, закончится гибелью человека.
Кстати, гомеостазис бдительно следит с помощью закона о неблагоприятных совпадениях ("падение бутерброда маслом вниз") затем, чтобы научные открытия не слишком опережали готовность к ним общества. Но бывают ведь сбои и в этом жизнеутверждающем консерватизме! Раньше времени, например, проникли ученые в некоторые тайны атома, и чуть было не погибла цивилизация Земли в пламени ядерной потасовки.
...Очень хорошо, что Афина подметила самосохранение общества за счет социальной амнезии. Недаром говорят: "Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума". А ведь Юпитер - это он - то есть Зевс!..
Каждая строка текста отражалась в сознании громовержца внутренним монологом. "К месту в отчете и уточнение формулы духовности. А то некоторые считают, что она от веры в Бога. Но разве не верили в Бога неистовые инквизиторы? Можно ли на этом основании утверждать, что пытки и костры для еретиков - от высокой человеческой духовности!
Согласен я по поводу коллективных потребностей. Преступно для власти пренебрегать ими. Из созидательных движителей прогресса они могут превратиться в монстров-разрушителей государственности. Вот долговременная "шоковая терапия". Она не только приводит часть населения к обнищанию. Она корежит потребности. Жизненное поле для многих становится пустырем, где произрастают такие сорняки, как криминогенность, беззаконие, фашизация. А это порождает проблемы, которые могут свести на нет усилия реформаторов. Реформаторство само себя изживет, так как не с кем будет проводить преобразования.
Люди, несмотря на огромное культурное наследие, в своих взаимоотношениях вернутся в эпоху пещерной жизни. Впрочем, былой быт пращуров может показаться самой красивой сказкой. Догражданское состояние при нынешней технической экипировке чревато самоуничтожением. Как это все страшно!"..
Зевс резко повернулся к Афине:
- Ты тут предрекаешь всякие ужасы. Зачем пугать? Не лучше ли нарисовать конкретную модель государства, которая бы стала гарантом от новых испытаний!
- Но такие модели вредны. Они становятся своеобразными идолами. Им начинают поклоняться. В древние времена было не так. Вырубят из дерева или камня некое существо. Ему и жертвы. Курица... Баран... Иногда - преступник. Теперь в жертву приносятся миллионы людей. Государствам или общественному строю. То капитализму, то коммунизму, то фашизму...
- Но без модели люди как бы теряют возможность видеть перспективу!
- А разве людям нельзя вести свою лодку по течению времени и природных законов, тщательно выверяя фарватер. Ведь так бывало в старину. Плыли в страну без названия, но знали - путь в теплые края. Это же лучше, чем несбыточные обещания, уничтожение инакомыслящих, порабощение догмами, подавление личности. И все ради каких-то идолов!
- Нельзя делать людей заложниками случайного счастья.
- Люди имеют тонкую кожу, чтобы лучше чувствовать ткань общественного устройства. Эта "одежда" должна быть им впору. Но шить ее они обязаны сами, с многочисленными примерками. Ведь научились же это делать в моем государстве - в Афинах.
Зевс утвердительно кивнул головой. Афина действительно была покровительницей, богиней - хозяйкой в древнем городе - государстве, названном ее именем. Ему завидовали многие полисы Греции. Здесь долгие годы царствовало настоящее народоправие во имя интересов всех граждан. Афины создали политическую структуру, подчиненную идее народного суверенитета. Любой афинянин - хотел или не хотел - втягивался в общественную деятельность, а государство защищало не только его жизнь и имущество, но и свободу личности. Гражданин чувствовал себя вершителем судеб государства. Демосу невозможно было навязать что-то сверху. Правители и другие политики могли действовать только с помощью убеждения. Такое бытие формировало добротную почву для развития целого спектра потребностей и дарований. Афины прославили Элладу своими государственными деятелями, полководцами, философами, скульпторами, литераторами, математиками, купцами, артистами. Афиняне гордились своим государством пожалуй, не меньше, чем ныне граждане Соединенных Штатов Америки. Конечно, древние Афины трудно сравнить с США в силу многих причин. Но у них есть что - то общее. С этим Зевс был согласен. И все же решил "осадить" дочку - гордячку.
- Гермес недавно вернулся с симпозиума по торговле из Штатов. Там насчет прав человека даже лучше, чем в твоих хваленых Афинах. Провел он некий эксперимент. По моему заданию превратился в популярного артиста - Шварценегера и уговорил одну юную американку пойти на свидание. Но родители ее помешали встрече. Раз. Другой. Третий. Так эта девчонка подала на родителей в суд! За нарушение ими ее прав. Вот это демократия! Где ты видела такое?!
- Но ведь начало охраны прав заложено в Афинах. После убийства в Микенах, наделавшего, как ты помнишь, много шума на Олимпе.
- Помню. Царица Клитемнестра зарубила топором своего мужа Агамемнона.
- А Орест, их сын, отомстил матери - убил ее. Но Эринии, богини мщения, за это хотели лишить Ореста ума и зрения. Вот он и пришел в Афины - просить у меня даже не защиты, а праведного суда. В этом был резон. Эринии выполняли требование кровной мести. Ведь Орест - самый близкий по крови для Клитемнестры человек сын. А вот предательские удары ее топора, расчленение труппа мужа во избежание, якобы, возврата Агамемнона из царства теней, эти службистки оставили вне внимания. Ведь жена и муж - разной крови. Значит, убить мужа можно, а мать - нельзя! Такую мать! Выходит, что материнское право есть, а отцовского - нет! Тут нужен был суд. Вот и создала я Ареопаг из двенадцати архонтов, то есть старейшин. Из самых авторитетных афинян. Они и решили судьбу Ореста...
- Но, насколько я помню, получилась боевая ничья. Шесть голосов за Ореста, а шесть - за Эриний. Ореста спас тринадцатый голос, который был дан тебе Ареопагом в знак признательности и уважения. Если разобраться, то не было победы отцовского права над материнским!
- Но была победа судебного права. Нельзя без суда и следствия вершить расправу даже в силу приверженности к древним обычаям. Все должен решать суд. Он выше аргументов чувств, аффектных состояний.
Послушал бы ты тогда Эриний. Гнев затуманил им рассудок. Поражение на Ареопаге, дескать, станет для них несмываемым позором. Если Орест получит оправдание, то они в отместку пошлют, в связи с высшей целесообразностью, неисчислимые бедствия афинянам. Даже я - испугалась. Все можно ожидать от этих амбициозных старух. А эта, как ты говоришь, боевая ничья, по сути дела, и выручила. Пришлось терпеливо пояснять, что нет позора - если ничья. Ничья не позор. Но, в конце концов, право суда выиграло. Кстати, Ареопаг стал началом общественных преобразований в Афинах. Потом появился Совет Пятисот, затвердилась власть народного собрания, возник и суд присяжных. Как теперь, в твоей хваленой Америке...
- Хваленой не хваленой, но ведь нынче многие следуют американскому опыту, как когда - то кто - то подражал афинянам. Вот и в России появился суд присяжных, идет борьба за укрепление третей власти...
- Но ведь эта власть - в утверждении незыблемости законов. А их в России за три четверти века издано лишь пятьсот. Да и то многие из них действовать не могут - устарели. А в Америке семь с половиной тысяч законов.
- Ничего. В России начались реформы. Преображается страна, демократизируется.
- Но методы реформирования зачастую антиприродны!
- А ты поезжай туда и на правах зачинателя демократии объясни, что реформы существуют для народа, а не для реформ. А еще России нужна не готовая модель будущего, а настоящая книга жизни, как Библия! Чтобы в ней было много законов на все случаи. И содержали они не общие фразы - это, мол, нельзя, а это можно. Нужны пояснения, конкретные прецеденты, чтобы каждый знал - как действовать в том или ином случае, каким образом можно искоренить некое зло, утвердить на практике право на достоинство и честь личности. Все законы следует сверить с природной сущностью человека, с моими законами.
До сих пор там бытует практика: человеку можно то, что разрешает закон. А государству допустимо все. А надо сделать иначе. Государство может действовать только по букве закона, а людям разрешимо все, что не запрещено. С народом же мало советуются, чувства людей мало учитывают, не уважают. А, ведь в конечном счете чувства и есть самое главное. Может ли государство нормально существовать, если к нему нет чувства доверия. А как может процветать общество, если нет у людей чувства уверенности в завтрашнем дне, чувства удовлетворения переменами, несущими ощущение утренней зари? Вот как сейчас на Олимпе...
Мне Гермес рассказывал - у американцев есть общая позиция. Они рассуждают так: я плачу налоги, то есть нанимаю государство, чтобы они не только защищали меня, но и создавали возможности для развития нормальных, здоровых потребностей. Чтобы каждый гражданин чувствовал себя в своей стране значимым и уважаемым. Вот и все. Как это просто!..
Поезжай Афина. Объясни россиянам, как это просто. Нужно только каждому понять это и проявить гражданственность...
* * *
...Провожая глазами Афину, Зевс невольно окинул взглядом панораму земли и неба. С высоты двуглавого Олимпа Земля людей выглядела огромной и гладкой сине - серой скатертью. Утренний туман скрывал пашни, реки, поселения. Отсутствие деталей располагало к масштабному мышлению о прошлом и будущем мира человечества.
А ведь когда-то этого мира не существовало! Началом же ему послужила мастерская двоюродного брата громовержца - Прометея. Там когда - то застал Зевс ее хозяина за странным занятием - тот лепил из глины какие-то фигурки. Тогда еще не было у главного бога распрей с этим родственником, и он благодушно спросил:
- Что ты лепишь?
- То, с чем придется повозиться и мне, и тебе.
О, если бы тогда Зевс мог предположить, что будет означать для него это слово - "повозиться", во что обойдутся эти прометеевы "игрушки" - Зевс никогда не был провидцем, в отличие от Прометея...
"Дети Прометея", заселившие землю, оказались такими слабыми и беспомощными, что Зевс решил из жалости покончить с человеческим родом, который, по его мнению, нарушал природную гармонию. Вот тогда и началась распря с Прометеем, который не просто возразил, а украл огонь и подарил его людям, научил их земледелию и животноводству, раскрыл тайны лекарств и медицины.
Прошло немного времени, и Зевс испугался. Ему показалось, что теперь люди стали слишком могучими и вот - вот выгонят его - Эгидодержавного - из золотого олимпийского дворца, который построил для него Гефест в знак признания верховенства громовержца.
Поэтому и устроил Зевс всемирный потоп. Но опять помешал Прометей, припрятав на ковчеге горстку праведников.
Конфликт двух родственников обострялся. Ради людей Прометей принял ужасные муки, но ситуация в общем складывалась не в пользу Зевса. В конце концов люди (Геракл) освободили Прометея от заточения на Эльбрусе, а Зевс был вынужден, по сути дела, изменить своей клятве - вечно держать своего двоюродного брата прикованным к скале. Но чтобы не выглядеть отступником, он упросил Прометея носить на пальце кольцо (оковы) с вправленным в него камнем из кавказской скалы. А люди в знак солидарности с Прометеем тоже стали носить кольца - перстни.
В конце концов в споре с Прометеем Зевс пошел на компромисс. Он сохраняет людей, но при условии, что они будут жить по его законам, которые не позволят им посягнуть на его власть.
Для гарантии Зевс создал целый Кодекс целесообразностей поведения людей, чтобы потом человечество усвоило его с помощью своего опыта.
Чем плох, например, закон "О примате души и духовности". Есть закон законов - "Безусловность общечеловеческой морали". А вот производные от этих законов - "Необходимость самоограничения личной свободы", "Пресечение зла социальной амнезией", "Наказание по принципу бумеранга", "Альтруизм - условие для выживания" и другие.
Потом Зевс взялся за идеократию и появился целый ряд бед... за создание кумиров во вред морали и нравственности.
Вся система высшего порядка держится на противовесах. Хозяин Олимпа разработал серию житейских правил. "За все надо платить". "Добро и зло - противовесы в процессе жизнепроявления". "Амплитуда чувств по амплитуде маятника". "Свобода граждан или забота о холопах - лицо государства".
Но постепенно Зевс, как когда - то Прометея, "приковал" и себя. Только не к скалам, а к людям. Теперь громовержец стал властвовать не ради власти, а во имя порядка и права. Новый статус принес ему прозрение. Никакой он не всемогущий тиран! Не может он, например, изменить судьбу общества и даже одного человека. Наоборот - он хранитель судьбы. Но всякие эти судьбы видятся ему только в общих чертах. Суждено кому - то, например, принести своему народу славу. А каким образом - Зевс очень часто и сам не знает. И приходится тогда прибегать к решению проблемы по принципу "орел или решка". Но ведь и монета падает под воздействием определенных факторов - производных каких - то законов...
Так и судьба. Недаром она происходит от слова суд. Судьба это как приговор или предначертание на основе определенных факторов и условий. Труднее всего с предначертанием человечеству. Попробуй охранять его судьбу по принципу: "Сделай то, не зная что!" Потому как Зевс очень смутно представляет, что человечеству предстоит. Поэтому ему так трудно было сегодня спорить с Афиной... И зачем Прометею понадобились люди?! Однажды он спросил об этом у двоюродного брата. Это когда выяснил, что в каждом человеке заложен огромный и невостребованный запас общей энергии и особенно мозга. Бывает человек дурак дураком, а мозговых клеток хватило бы на сотню мудрецов. А ведь природа ничего лишнего не создает! Значит, людям еще что - то предстоит...
Тогда Прометей отделался общими словами. Дескать, человек создан как форма, как орган самопознания природы - этого единого организма по имени Земля. Поэтому все, что сегодня происходит на земле Прометея, в человеческом стане - по сравнению с будущим самая настоящая мышиная возня. Для самопознания человеку дан разум, у которого есть свои "приколы". Поэтому действия его необходимо Зевсу ограничивать запретными барьерами, игнорирование которых должно стать весьма наказуемо. Вот и приходится теперь отдавать все силы ему - Великому богу - какой - то мышиной человеческой возне!
Но стоит ли "овчина" такой "выделки"? На этот вопрос Прометей ответил только одним словом: - "Стоит". Тайну же будущего людей Прометей не может раскрыть даже ему - Зевсу: если, дескать, тайну знают двое, то это уже не тайна. Ее могут узнать люди. В таком случае познанная тайна может стать вирусом идеократии - заболеет все человечество. И тогда предначертание превратится в профанацию.
Уж лучше бы Зевс позаботился о том, чтобы самопознание земли шло по пословице - каждому овощу свое время. Пусть процесс идет нормально - самопознание развивается по степени созревания человечества. Вот поэтому и присовокупил после того разговора с Прометеем Эгидодержавный к своему Кодексу еще и закон "О неблагоприятных совпадениях". То есть все, что может придумать человек, додуматься до какой - то сути раньше положенного времени, должно "впасть в анабиоз", зачахнуть или вообще погибнуть. Поэтому Зевс обязан все время быть на стреме...
Зевс вздремнул. Но трепетный порыв Зефира, сына богини утренней зари, приносящей свет нового дня, разбудил Эгидодержавного. Небо густело золотом над Олимпом. Пора было Зевсу начинать утреннюю поверку своих домочадцев...
Е. ОСТАНКОВИЧ
Есть лжи и правды
Полный ковш.
Отведай и скажи -
Где ложь?
/Из древней рукописи/.
П О З А Д А Н И Ю З Е В С А
/ Еще одна попытка помочь людям понять себя и других, уберечься от обмана красивых слов и хитрых фраз /.
Кто мы есть, что нами движет и куда мы идем?
Автор отвечает на эти вопросы, исходя из истины,
что человечество - частица природы и существует
прежде всего по ее законам саморегулирования.
Книга, независимо от ваших политических пристрастий,
способна оказать услугу, подводя под общий знаменатель
естества, многие споры о нашей жизни, поможет "отслоить"
ложь, отличить ее от честного заблуждения, определить
духовную ценность личности, явления, дела...