Найти в Дзене
Борис Останкович

Евгений Останькович По заданию Зевса

Глава 23. Нос Клеопатры и насморк наполеона

(Дубинкой психотехники. Высоцкого спас Андропов. Трактат о зависти. Свято место пусто не бывает. Осторожно - впереди спираль!..)

Но не так все серо у нас в науке о человеческих поступках. Постоянные нечистоплотные политические игры, надзор над населением, а над отдельными лицами особый контроль, сформировали нужду лучше знать психологию людей, чтобы уметь нападать и защищаться. Потому основательно изучали эмоции, темпераменты, невротические состояния, связь поведения с нервной конституцией. С хорошими знаниями этого дела легко "вычислить" характер оппонента, спрогнозировать его поступки, спровоцировать на неадекватные реакции или спровадить в "психушку".

Платить "за темперамент" не скупились. А талантов у нас хватает. И теперь достаточно заснять кого-то на видеопленку - лучше тайком - и показать ее специалистам. А они все вам расскажут, сделав обстоятельный анализ "объекта". Остается только действовать по своему усмотрению...

Стоп! Разговор уже пошел не о спирали цивилизации и гомеостазисе, не о природной человеческой сущности и не о специфических сущностных силах людей. Он уплывает в некую частность - в конкретную специфику поведения человека, группы, толпы. Такими тайнами занимаются специальные центры во многих странах мира. А в некоторых сейфах, на всякий случай, лежат не рекомендации по производству пепельниц, а разработки на животрепещущие темы. "Как обожествлять лидера". "Как посеять панику или взрастить слух". "Как принародно выпачкать порядочного человека". Но пусть все это останется "правом первой ночи" Зевса, который всегда был мастером на подобные штучки. Вот почему некие "серые лица", не имеющие сил противостоять ярким гражданственным талантам лидеров чувств чести, справедливости, обращаются за помощью именно к нему - Богу, в общем - то справедливому, но порой и с выкрутасами. Стал, например, кому - то мешать А.Мень, так Зевс послал ему топор на голову. Оказался неудобным И.Тальков - Эгидодержавный "подарил" ему пулю в затылок. Повезло в свое время В.Высоцкому. Да и то потому, что прикрыл его от репрессий Андропов. Словом, все вопросы по неким тайнам я переадресовываю к Зевсу. Я вообще от психотехники ухожу в сторону, потому как убежден - всякие "вольтижировки" на темпераментах, чувствах, эмоциях являются злом...

В последнее время психотехника все больше вторгается в широкие социальные процессы, заставляя то и дело задумываться: а, ведь, вероятно, есть некие ее стратеги, которые умно, расчетливо последовательно развращают чувства многих тысяч, а то и миллионов людей. Творится недопустимый процесс проникновения из подсознания в сознание антинравственных идей и ценностей.

Эти стратегии, действительно, как Зевс на Олимпе, существуя над президентами, премьерами, всей законодательной и исполнительной властью, творят себеугодное дело. Нам только остается интуитивно догадываться, что нечто эдакое должно вот-вот произойти.

О том, что Карабах должен взорваться думалось, за несколько лет до открытого конфликта, когда на странных по тому времени экономических неурядицах и в Баку и в Степанакерте стал произрастать и развиваться грибок национализма.

Бывают и неожиданности. Например, с пятницы на субботу какого - то месяца появилась вдруг мания человекоскоплений - в очередях, на вокзалах, в собесах, на телефонных междугородних станциях и так далее - хором и на пальцах пересчитывать евреев среди представителей высшей власти.

Конечно, национализм, антисемитизм легко объяснить изъятием из внутреннего психологического "оборота" значительной доли информации, дающей возможность людям самоутверждаться путем удовлетворения многих потребностей. Остается еще никем не изъятое чувство принадлежности к нации. Вот оно и начинает "вспухать и пениться" от перегрузки и охранного рефлекса на агрессию псевдокультуры Запада.

Все это можно, конечно, объяснить социальными объективными процессами. Но есть особая область жизнепроявления - идеология, где субъективное нынче вьет себе гнезда явно, ничего не стесняясь. Например, оракулы от истории, философии с удивительным всеотрицанием не только марксизма, но и других идей якобы расчищают поле для идеологии возвращающегося в наше общество в современном обличии класса или сословия частных предпринимателей. Естественно ожидание идей и постулатов, отвечающих требованиям нынешнего свободного рынка, "осилить" который смогут сильные предприимчивые люди, чей успех невозможен без взаимной порядочности, веры в партнеров, творческого подхода к делу, умения объединяться в международные экономические сообщества, уважать не только себя, но и потребителя. Все это - предпосылки созидательной, духовной, миротворческой морали.

Но "освободившееся поле" начинают заполнять странные идеи, весьма родственные, так сказать, психотехнике. Речь идет не только о национальном эгоизме или вечном еврейском вопросе. На свет вытаскиваются понятия, которые в наше время попахивают нафталином. Так, понятие "богатые" ассоциируется со всем благотворным, а "бедные" - с толпой, заряженной низменными инстинктами. Кроме того, оказывается, наша страна переполнена чернью. К ней относят 13-14 миллионов избирателей, проголосовавших при выборах новый парламент за партию Жириновского.

Уже утверждается, что в условиях демократии наши бедняки, уравненные в правах с богатыми, хотят и других видов равенства. Затем следует тезис: демократия была прочной там, где она опиралась на состоятельную часть общества. Низменные инстинкты черни мешают благодеянию богатых, да и умных политиков, тем самым хороня демократию до лучших времен, когда богатых будет в стране большинство.

Что это? Новый пасс психотехники для создания определенного настроения у богатых и бедных как одна из предпосылок к развязыванию гражданского противоборства? Приходит неуютная, отчаянная мысль - неужто снова придется стрелять друг в друга!

Есть, правда, и другая версия. На апробацию общества представлена идеология нынешних богатых, претендующих на ведущую роль в новом классе. Сейчас их, в этом классе, действительно большинство! Вот оно и спешит удовлетворить одну из своих потребностей - утвердить свою мораль. Это когда, как вы помните, доброта расценивается как слабость, порядочность попадает в графу слабоумия, а хамство, наглость, бездушие и цинизм подгоняются под "крутой", то есть сильный характер.

Для рэкетира, коррупционера, спекулянта, мафиози, финансового прохиндея идеология должна быть простой, удобной, оправдательной - без всяких там философских умозаключений. Всякие экономические, политические факторы, защитные рефлексы гомеостазиса слишком сложно, неудобно, а потому... Неверно! Куда проще недовольство населения шоком без терапии, возмущения криминогенной обстановкой, серией "чернобылей", превращение демократии во вседозволенность с подачи этих же богатых, при странном попустительстве правительства, перевести на кальку вульгарного социологизма. История хорошо помнит, что такое вульгаризм. Это когда предельно упрощаются понимание причинно - следственных связей, осмысливание сегодняшнего и завтрашнего дня. Некоторые вульгаризмы обессмертили себя своей оригинальностью. Нельзя, например, забыть слова известного писателя, сказавшего, что римская империя пошла бы другим путем, если бы нос у Клеопатры был чуть короче. (речь идет о мелодраме треугольника Клеопатра - Цезарь - Антоний). Вспоминается публицистикой и насморк Наполеона. Если бы его не было у императора, то Наполеон выиграл бы битву при Ватерлоо и Европу ожидала бы иная судьба. Я не гарантирую абсолютную точность пересказа этих шедевров, но берусь утверждать, что они значительно глубже по смыслу и честнее по замыслу, чем сравнение, например, в одной из статей центральной газеты, нынешних россиян с бедняками-заговорщиками древнего Рима, которые пошли за демагогом Катилиной, обещавшим им имущество, которое ему не принадлежало. Автор статьи непрозрачно намекает: а ведь в каждой республике во все времена были свои Катилины!

Есть и еще понятие: "Для нищего, озлобленного избирателя парламентская система явилась лучшим способом избирать тех, кто обещает народу скатерть - самобранку, рог изобилия или, по крайней мере, сто долларов на рыло"... "А для того, чтобы народ забаллотировал правительство на выборах, достаточно элементарной зависти к тем, кто выше"...

Удивительная аналогия! Ведь каждый школьник знает, что за Катилиной пошли отбросы общества, не желающие работать, жившие за счет государства, требовавшие "хлеба и зрелищ!" Легко представить лидирующие потребности этой черни, а зависть чаще всего выступает в роли стимулятора именно лидирующих потребностей.

А кто у нас является чернью? Те, кто нынче на тропе выживания: вузовский профессор, учитель средней школы, врач участковой поликлиники, шахтер или строитель, не получающие уже несколько месяцев заработную плату. У каждого из них есть свое главное дело - им не до зависти к богатым или лидерам - политикам. Они просто хотят работать и жить в нормальных условиях. Остаются еще пенсионеры - эти "главные завистники". Им бы денег подсобрать для достойных похорон, а они метят в премьеры!

Вот какая получается промашка, потому что мерилась идея "на свой аршин". Помнится всем известный инцидент, когда некий нувориш по - хамски отнесся к заслуженному ветерану войны, оскорбил его, унизил. Гордый фронтовик не смог сдержать свои эмоции и своим махоньким и древним "запорожцем" протаранил великолепный автомобиль оскорбителя, как когда-то под Прохоровкой своим Т-34 гитлеровский танк. Нувориш же потом объяснил поступок ветерана - завистью...

Точно так могут объяснить свои неудачи на выборах те политические лидеры, чьи души успела разъесть коррозия грязных политических игр.

Для таких людей всегда найдутся денежнолюбивые философы, которые "С помощью подтасованных оснований защищают какое-нибудь предвзятое положение, внезапную мысль, "внушение", большей частью абстрагированное и профильтрованное сердечное желание... Все они дружно адвокаты, не желающие называться этим именем, и даже в большинстве пронырливые ходатаи своих предрассудков, называемых ими "истинами" - очень далекие от мужества совести"... (Ф.Ницше).

Думаю, что дальнейшее развитие среднего класса внесет существенные поправки в идеологию богатых, когда за этим термином уже нельзя будет спрятаться псевдорулевым истории, а духовность займет снова достойное место в обществе. Не смущает меня и пророчество А.Солженицина: "Неуклонно подходит крайняя пора наложить на наши потребности - самоограничения". Александр Исаевич говорит об этом, как о необходимости усилий сознания и воли. Но надеюсь, что этот самоотказ не будет столь героичен. При истинном царствовании в обществе высокой духовности, которая определится лидерством наиболее "добротных" социальных потребностей, личное “Я” сольется с понятием "человечество". Материальные интересы, эгоизм, властолюбие, упоение личной славой и вся прочая "шушера" психики займет, по природной закономерности, нижние ступеньки иерархической лестницы потребностей.

Но какой трудный путь нам предстоит! Нынешние издержки реформирования нанесли немало ранений и без того немногочисленным факторам, которые в силу природной сопротивляемости общества сумели себя сохранить для генерирования качеств, возвышающих человека. Удовлетворение духовных потребностей выступает в роли ни в чем не провинившегося школьника, поставленного кем - то в угол за чужие грехи: функция самовыживания - нынешний наш учитель жизни - не могла поступить иначе. Виновата, конечно, и технократическая эпоха, оценивающая дела человеческие по быстроте их утилитарной отдачи. Воспитание духовности подобно действиям садовника, культивирующего малютки - саженцы. А когда они вырастут? Да и культивация нынче, как и сами саженцы, весьма дорога. А в это время, в бездуховном пространстве, уродуется смысл жизни, если, конечно, он не погибнет.

Пример уродства смысла - в утверждении бытия только что упомянутой группы стяжателей. Прячась за общим понятием "богатые", то есть за спинами порядочных бизнесменов, она стремится к осмысливанию своего статуса. Нельзя позволить ей это, отнесясь к попытке - обрести моральную индульгенцию - столь простодушно, как при отмывании денег криминальными структурами.

В дальнейшем метастазы этой опухоли проявят себя в других зонах общественного организма, разлагая единство россиян. А, как известно, даже взмах крыла бабочки может породить тайфун.

Необходимо создавать все условия для роста и укрепления класса не просто богатых, а класса высоконравственных созидателей. (С чего и следовало бы начинать реформацию).

Примером потери смысла жизни могут стать участившиеся предсказания конца света, вызывающие групповые истерии. Думаю, что без психотехники тут не обошлось.

Кто-то может возразить: это, мол, все от невежества. Но оно - это невежество - почему - то дает о себе знать в особые исторические моменты. Например, так было при реформах Петра Великого. И, кроме того, нечто похожее проявляется в среде людей, которых невежественными никак не назовешь. Разве можно назвать невежественными философов, которые так грамотно "сожгли на кострах конформизма" марксизм, который еще вчера признавался ими как некая "альма матер" всего сущего. Теперь они отдались новой моде - то и дело заявляют о конце истории человечества. Явление это можно было предсказать, зная о нынешнем сжатии спирали, вызывающем замыкание человека на самого себя. (Конечно, степень замыкания зависит от уровня духовности). Такая эгоизация ведет к сужению понятий "Человечество" до размеров внутреннего “Я”, и тогда даже мысль своей смерти может трансформироваться в кончину истории.

Не буду разубеждать, говоря о ложности такого "прозрения". Но вот есть любопытный диалог на бытовом уровне двух персонажей романа В.Михайлова "Один на дороге". Приведу его в сокращенном варианте:

- Мы - люди. У нас много общего со всеми прочими млекопитающими. Но мы обладаем чем-то таким, что свойственно только нам: разумом и высокими человеческими чувствами, как любовь, доброта, честь... И мы должны их развивать, чтобы выполнить задачи, стоящие перед человечеством, осуществлять то, для чего оно предназначено.

- Нельзя ставить вопрос - для чего существует человечество. Оно ведь возникло не в результате преднамеренного волевого акта, его никто не сотворил, следовательно, никто ни для чего не предназначал. Существование - это единственный смысл человеческого бытия...

- Безусловно. На современном уровне знаний принято считать, что весь мир возник в результате эволюции, никто его ни для чего не предназначал. И тем не менее... Ну вот, например, никто не создавал траву, она продукт эволюции. Но в дальнейшем развитии природы она стала выполнять определенные функции, хотя бы - служить пищей для травоядных животных, предположим для коровы; трава, условно говоря, стала одной из причин, сделавших возможным возникновение коровы. Корова... Тоже никем не была создана, а явилась продуктом эволюции; тем не менее с появлением человека... У нее возникла функция: снабжать человека молоком, мясом, кожей... Можно ли утверждать, что и у человека, точно так никем не сотворенного, нет своей подобной функции?

- Какова же эта функция?..

- Не знаю. Но думаю, что поскольку это человеческая функция, которую не смогут выполнить за нас ни корова, ни трава, то для ее реализации потребуются прежде всего именно те качества, что отличают нас от скотины, а не то, что сближает нас с ней"...

Можно, конечно, мысленно продолжая этот диалог, вспомнить о будущем единении человечества, слиянии со всей природой. Стоит вспомнить о необходимости навести всеобщий экологический порядок. После этого мы заслужим права лететь к звездам. Но в этом ли наша главная функция?! Я тоже не знаю... Только не надо, НЕ НАДО на том рассуждении ставить точку. Ведь действительно ограниченность нынешних знаний и пониманий не дает нам права претендовать а суждение типа "пришел конец истории". Это все равно, что заявить: "Я знаю, как надо!" И в этом случае будет прав А.Галич, который сказал: "Не верьте этому человеку!"...

* * *

Помните потрясение знаменитого Журдена, узнавшего, что он говорит прозой? Со мной все получилось наоборот. Один психолог с укоризной сказал: - "Зачем ты ломишься в открытую дверь? Это всем давно известно. То, что здесь написано"...

Пристыженный, я забросил черновик книги в дальний угол архива. Хорошо, что не сжег. Потому как однажды пришла мысль: почему этот психолог порой задает мне вопросы, которые не могут возникнуть у человека, знающего заранее все, что написано в моей книге?

Значит, мало знать, "что ты говоришь прозой". Надо ее почувствовать, вникнуть в реальную сущность, уложить свои знания в общее русло взаимосвязей ее требований. Тогда журдены поймут свой самообман.

А моя книжка? Пусть живет! Ведь она, не претендуя на роль Библии, сможет помочь заново вспомнить или переосмыслить то, что кажется тебе, читатель, давным - давно знакомым. С ней легче тебе будет отличать правду от лжи.

А если эту книгу возьмет в руки некий реформатор нашей жизни - на хуторе близ Диканьки или в самой Москве - пусть заранее знает: в ней нет экономических, политических, правовых, этнических рецептов по переустройству. Эта книга просто напоминает о необходимости в его работе все время учитывать поправки на природность человека и человечества...