Глава 21. Был ли Моисей материалистом
(Чудо ветхого завета. Сатана на дорожном перекрестке. Идеократия - саркома общества.)
Эту главу начну с истории про воробьев, которые живут под полом лоджии моей квартиры. Однажды они при заходе солнца не отправились, как обычно, в свое жилище, а с тревожным писком расположились на ночлег рядом с домом - в кроне соседнего дерева. А ночью произошло сильное землетрясение. Значит, есть у моих пернатых соседей такая система приема информации, которая способна подсказать на инстинктивном уровне защитную форму поведения при предстоящих природных катаклизмах. Я же ощутил опасность только после того, как моя кровать уехала в другой угол комнаты.
Но и у людей есть инстинкты самовыживания. Я вынужден снова писать об этом в связи с замечанием одного моего гостя по поводу Библии. Увидев ее на моем письменном столе, он вдруг произнес:
- И тебя на Библию потянуло! Не отстаешь от моды...
Насчет моды он был неправ. Мода - дитя в основном двух потребностей. Самоутверждения в обществе на основе конформизма и потребности испытывать новизну информации. Мода "плодится " за счет массового "заражения" чем - то. А вот массовое тяготение, вдруг, к Библии (чего уж в ней нового?!) связано с интуитивным проявлением потребности самосохранения души в обстановке удушающей бездуховности.
Точно так когда - то моя бабушка листала потрепанные страницы древней знахарской книги, надеясь найти в ней спасение деду, на которого уже махнула рукой официальная медицина. Ее осуждали внуки, успевшие к тому времени впитать в себя всеотрицание того, что не одобрено на уровне господствующей идеологии. Можно ли, дескать, всерьез читать про какие-то жабьи лапки, паучью паутину, птичий помет и прочую чепуху! Но бабушка продолжала, несмотря на свое высшее образование, пробовать на своем супруге непонятные настои, надеясь на чудо...
Свое чудо ищут и нынешние россияне в книге мудрости. Что - то им подсказывает - чудо есть. Правда, не каждый его находит, и тогда появляются новые невыносимые фарисеи...
Я же, по-моему, все-таки нашел свое чудо. Но только после того, как нарастил потенцию мозга за счет изучения нескольких естественных наук, философии, этики, истории. Словно путешественник, держащий путь строго в одном направлении, в конце концов приходит туда, откуда вышел, так и я , стремясь уйти от идеалистических представлений о человеке, вдруг вернулся к Библии... С другой стороны.
Но это не было "возвращением блудного сына". Просто я наконец-таки постиг истину: Ветхий Завет, оказывается, сделан на уровне самых современных представлений о хомо сапиенс. Будто прилетели из Космоса удивительные мудрецы и вручили людям Земли универсальную конституцию жизни. Она ведь и для первых скотоводов, и для "белых воротничков" из компьютерного века.
Ну посудите сами! Первые Моисеевы главы ветхого завета появились еще за девять веков до рождения Иисуса Христа. Еще не все племена расстались с каменным топором, а общественное сознание самых цивилизованных народов завязло в фантастических или примитивных толкованиях, где человеку была отведена почти немая роль. А Ветхий Завет уже тогда не только находил общий язык о большом и главном с древними арамейцами из Аравийской пустыни, но одновременно вещал в будущее, адресуясь качеством логики к современникам Эйнштейна, Пиаже, Бердяева. Нельзя, конечно, не учитывать влияние на библейские тексты культур разных народов и поколений, вкрадчивую субъективность переписчиков рукописей. Существовало немало факторов для обретения библейскими текстами еще большей метафоричности, аллегоричности. Кстати, церковь очень часто пользуется аллегориями для более свободной трактовки смысла Библии. Ограничусь только одним примером. После полета Гагарина в Космос я прочитал поздравление главы нашей православной церкви с ссылкой на библейские строки о богоданном праве человека познавать окружающий мир.
Интерпретация всей Библии в связи с нынешними представлениями о человеке и обществе потребовала бы многолетней помощи целого батальона специалистов. Поэтому ваш покорный слуга вынужден коснуться этой задачи только "по касательной", затронув тему на меже материалистических понятий и их библейских аналогий.
В первую очередь надо коснуться "души". Напомню: современное ее понимание сводится прежде всего к качеству иерархии потребностей, интересов, человеческих ценностей.
Душа - это государство внутри человека, где генетика, психическая конституция, информационные блоки семи сил преддействия, подсознание и "цех" по выработке образов, моделей поступков, представлений составляют нечто цельное и индивидуальное. Душою формируется совесть. А проявлением души, как часть целого, является душевность. (Порядочность, доброта, интроективность, откровенность, способность пойти человеку навстречу и так далее). Грубо говоря, душа - это парадигма общего потенциала психологических факторов (генетических и приобретенных), влияющих на наше восприятие и реакцию. Поэтому наша социальная ценность определяется прежде всего качеством упомянутой парадигмы - дирижером наших поступков.
Если отбросить фантастические прецеденты с душами в библейских текстах ( а это, кстати, не самое главное в Библии), то все остальное, что написано в Книге Книг, удобно ложится в колею рассуждений автора. Ведь Библия не педалирует фетишизм сознания. Наоборот! Сознание, по этой Книге Мудрости, зависит от души человека - ему поэтому надо в первую очередь беречь именно душу...
Теперь мы можем, как и служители церкви, использовать аллегории и метафоричность Библии, представив ее зашифрованным манускриптом, в котором достаточно для нас понять иначе лишь некоторые слова. Впрочем, процесс этот банален. Читая слово "Бог", имейте в виду "Творца - Природу". "Божьи заповеди" примите за природные законы целесообразности поведения, поступков человека и общества. А под сатанинским началом можно понимать неверие, игнорирование "божьего", искривление на этой основе морали и нравственности, патологию потребностей и сознания.
Мне очень нравится сравнение одного писателя, который действия сатаны представил как перестановку указательного столба на дорожном перекрестке. Результат усилий Люцифера (Сатаны), как утверждает Библия - опасная гордость людей широтой своих познаний, вырождающаяся в слепое высокомерие. Тот, кто этим уже заражен, молятся на свои идеи и теории. Это Сатана искушает их быть самонадеянными, обещая, что такое отношение к миру принесет полную свободу, которая сделает всех богами. Язычески возвеличивая свою мудрость, люди только омрачают свое сознание до такой степени, что разучиваются отличать свет от тьмы, добро от зла, истину от заблуждения, слова правды от слов лжи.
Так говорит Библия. А теперь вспомним об опасности самообожествления. Люди считают, что они достойны Олимпа благодаря своему изощренному разуму. Но когда культ мышления ставится выше "божеских законов", когда идеи декларируют: "цель оправдывает средства", - начинается время идеократии. Идеократические общества подобны сумасшедшим домам, которые оставлены без присмотра медиков и санитаров. Сколько в таких "домах" наделано глупостей, пролито крови, испытано страданий! Наиболее яркий пример - деяния людоедов Пол Пота. Это далеко не единственный пример извращения природной диалектики. Сегодня в религии таковым является, например, секта Аум Синрике.
Идеократия - саркома в теле общественного организма. Только прошу понять меня правильно. Я не против утопии Томаса Мора или учения Карла Маркса. Потому что на книжных страницах их мысли пока только плод мозга, напоминающего варианты "разборки предстоящих полетов" общества. Это, как мозговая атака философов на будущее, как интеллектуальная игра, сулящая подчас новые варианты действий политиков, социологов, экономистов и так далее. И Мор, и Маркс имели полное право по зову сердца окунуться в мир мечты, анализа и фантазии. Идея - даже если она по своей сути благородна - становится опасным вирусом общего заболевания в том случае, если она, превращаясь в практику, начинает выполнять функции диктатора, тирана, палача, презрев мораль и нравственность. Это неминуемо, если идея трансформируется в кумира. Недаром в Библии сказано: "Не создай себе кумира".
Идеократия в свое время породила инквизицию, "священные войны". В наш век она "подарила" человечеству фашизацию Италии, Германии, большевизацию России. Не менее опасен диктат идеи строительства и капитализма. Например, реформы последних лет под лозунгом - быстрее в капитализм - создали условия для фашизации общества.
Идеократия - один из примеров проявления важнейшего природного закона "О факторах первого и второго ряда".
К первому ряду относятся рациональные, здоровые нормы самовыживания, самоконтроля, саморазвития. Они отражены в общечеловеческой морали (Божьи требования) и вытекающей из нее нравственности. К факторам второго ряда относятся теории, идеи, реформистские планы, всяческие учения, именуемые "измами". Как бы они ни выглядели на бумаге конструктивно, практика их претворения в жизнь может принести настоящее благо только в том случае, если замысленное будет осуществляться на основе "Божьих правил".
Сначала несколько частных примеров. Чем, например, плоха идея гражданского равенства? Но если она осуществляется в атмосфере лицемерия, лжи, корысти, зависти или гордыни (оружие Люцифера), то гражданское равенство превращается в профанацию, лоснящуюся от налета лицедейской риторики.
То же самое происходит и со свободой слова. В купели безнравственности она перерождается в свободу лжи.
В экономике, политике, этике и других сферах жизнепроявления происходит переиначивание на практике смысла ценностей общества, сути задуманного, а государство и его элита отрекаются от "Божьего" во имя своих идолов - факторов второго ряда. Наступает, в конце концов, момент истины - общество поворачивается лицом к своей гибели.
Между прочим, такое написано и в Библии. И говорится, по сути дела, в ее прологе - в самом начале Моисеева слова. Думаю, что это не случайно. Его авторы посчитали необходимым прежде всего предупредить землян о самой главной опасности. Вероятно, читатели уже догадались, что речь пойдет о гибели города Содома. Его граждане, обожествив идею гедонизма, погрязли в пороках, преступлениях, низменных страстях, находя удовольствие в насилии. Под прикрытием лжи шло нравственное растление. Происходило алхимическое превращение добра во зло. Но самое главное было в том, что в городе не нашлось хотя бы десяти праведников, которые могли бы сохранить надежду на излечение Содома. Поэтому Иегова и уничтожил его...
Интересно, а найдется ли ныне среди нас хотя бы десяток известных всем праведников? Они, конечно, есть. Но можно сказать, что их и нет. В силу неприятия государством и обществом. Мы, например, отказались даже считать своим современником высокодуховного праведника Сахарова, объявив его человеком двадцать первого века. А что получилось с праведником Солженицыным? Мы, начинаем о нем забывать, так как он лишен возможности разговаривать с людьми - его отлучили от средств массовой информации (от телевидения). Был еще один праведник - Казанник. Где он? Что с ним?
А, между прочим, история настойчиво напоминает о печальных судьбах идеократических государств. (Помянем государства Сталина или Гитлера). Но там, где идея подкреплялась моралью и нравственностью, были и благие результаты. Можно сослаться на практику создания и развития Московского княжества. Хороша была идея объединения русских земель. Ее активно поддержала церковь, то и дело вмешиваясь в распри и разборки князей и бояр. (Ведь религия - инструментарий морали и нравственности). Но стоило только пренебречь церковью, учинить расправу над ее элитой, дело принимало иной оборот. Иван Грозный много раз игнорировал "Божьи запреты". В результате потерял то, что приобрел. Были потеряны Ливонские земли, а созданный путем огромных усилий флот на Балтике был уничтожен. Итогом царствования Грозного стали всполохи надвигающейся смуты. Конец же смуты совпадает с приходом к власти отца и сына Романовых - митрополита Филарета и царя Михаила...
При идеократии, как правило, происходит опошление господствующей идеи. Особенно это заметно, если "идеей овладевают массы". Слово "массы", как вы понимаете, означает множество граждан. Но это множество не может обладать одинаковой пассионарностью (термин взят у Л.Гумилева). Поэтому идеократия порождает не только фанатиков идеи, что само по себе страшно. Но рядом с ними обязательно плодятся антиподы, для которых "овладение идеей" означает обретение новых способов удовлетворения своих лохматых, корыстных потребностей. И в годы Великой Французской революции, и в годы нашей Гражданской войны одни за идею умирали, другие, прячась за нее, устраивались в жизни. Потом вторые "затаптывали" первых. Сразу же, например, после гражданской в среде партократии родился термин - "задвиженцы". Задвигали фанатиков революции те, кто именем революции за их спиной грабил, строил карьеру, создавал себе мнимую славу и авторитет. Расправились с "задвиженцами" бесповоротно в контрреволюционный период тридцатых годов, открыв широкую дорогу поколениям приспособленцев...
Все, оказывается, по Библии! Но ныне невозможно вернуть массам поголовную религиозность. Да и нет необходимости. Так как общество доросло до такого состояния, когда библейские законы можно понять и принять на основе научных знаний, как расшифровку человеческого естества, как безусловную необходимость жить в рамках "разработанных" природой "правил уличного движения" на пути к возрождению величия и славы России.