Если вы увидите расписанные кроссовки, то знайте, что эта идея пришла из Пакистана.
Пакистанский художник Хайдер Али известный в Пакистане своими работами социальной рекламы, размещенной на грузовиках рассказывает: “Однажды ко мне обратился клиент из США с просьбой разрисовать обувь. Я назвал ему непомерную плату, чтобы он отстал, но он согласился, поэтому я решил согласиться и реализовывать свои проекты на обуви”.
Хайдер начал разрисовывать спортивную обувь в январе 2022 года, и с тех пор он отправил восемь пар в разные места в Пакистане и за рубежом, причем новые заказы прибывают каждые четыре дня после всплеска интереса к его обуви в социальных сетях.
Когда его спросили, почему он согласился разрисовывать спортивную обувь, Хайдер сказал: "В человеческой природе заложено желание, украшать не только себя, но и вещи вокруг себя. Идеи приходят ко мне в голову постоянно, и я должен их выплеснуть, только так я чувствую связь с искусством. Если я сделаю паузу и перестану творить, то идеи перестанут течь".
Он рассказал, что над каждой парой он работает до четырех дней, взимая с клиентов по 400 долларов за подбор индивидуальных узоров и мотивов, из замысловатых рисунков, изображающих животных, знаменитостей и божеств.
Во многих случаях он превращает белые кроссовки Nike Air Force в произведение искусств с множеством цветов. Он может нарисовать и розового ястреба, и мерцающего павлина, всё, что пожелает заказчик.
Сам Хайдер происходит из семьи художников, которые зарабатывали на жизнь тем, что наносили логотипы на грузовики в придорожных дворах, за небольшую плату. Водители грузовиков и автобусов обращались к уличным художникам, чтобы украсить свои автомобили.
Считается, что пакистанское искусство нанесения рисунков на грузовики началось в 1940-х годах, когда перевозчики старались создавать яркие логотипы, чтобы продемонстрировать идентичность своего бренда в основном неграмотной публике.
Но некоторые говорят, что художественное мастерство началось с водителей автобусов, конкурирующих между собой, чтобы привлечь и убедить пассажиров сесть на их автомобиль.
Но как бы это ни было, это искусство процветает и развивается в Пакистане принимая форму социальной рекламы.
Впервые Хайдер получил международное признание, когда его работа была показана на выставке в Смитсоновском музее в 2002 году. Она помогла ему стать международным послом искусства нанесения аэрографии на грузовики. На фестивале Burning Man в Соединенных Штатах он наносил аэрографию на VW Beetle и даже на тело женщины.
Модные клиенты Хайдера дают ему полную творческую свободу, полностью полагаясь на его вкус и талант в отличие от водителей грузовиков, которые пытаются внести свой вклад в рисунок.