Всем привет, с вами «Мяч над сеткой»!
Наконец то мы запускаем регулярные публикации для всех любителей волейбола. Сегодня – о самой резонансной теме этой недели.
Детонация санкционных мер добралась и до российского волейбола. Хотя казалось, он даже в такой геополитической ситуации надежно защищен. И если женские команды в последние пару недель иностранных игроков теряли, то мужские, казалось, пронесло. Это тем более стало поводом для глубокого вздоха облегчения ,потому что иностранцы в российской Суперлиге – исключительно ключевые фигуры в своих командах. А среди них ведь, на всякий случай, и американец с канадцем, и представители Евросоюза. Но Майк Кристенсен по-прежнему в казанском «Зените», гражданин Франции Женя Гребенников – в «Зените» петербургском, а Лаури Керминен и Цветан Соколов вроде как ни в чем не бывало – в московском «Динамо».
Тем циничнее выглядит произошедшее в «Зените» из Петербурга. В одностороннем порядке команду, и уже похоже, безвозвратно, покинул фактический россиянин – центральный блокирующий Дмитрий Пашицкий. Уверен, в этой ситуации даже идейные противники петербургского клуба встанут на его сторону. Ибо фокус, который провернул волейболист, выглядит насмешкой над российским волейболом, и заставляет задуматься о жестких мерах по защите своей отрасли от произвола.
Но для начала короткая предыстория. Уроженец Киева Пашицкий перешел в «Зенит» из «Кузбасса» в 2020-м году, а осенью того же года, в том числе с помощью ходатайства и поддержки клуба, получил российское гражданство. Это автоматически превратило блокирующего в кандидата в сборную России, но главное на тот момент – расширило его игровые перспективы в «Зените», где Дмитрий перестал считаться иностранцем.
Той же осенью он сообщил в интервью такое, что на фоне его последних действий выглядит насмешкой. Вот несколько фраз Дмитрия Пашицкого:
«Я считаю себя больше русским, чем украинцем».
«Русский - это мой родной язык».
«Петербург - один из моих любимых городов».
К политесу от спортсменов в нужный для них момент мы давно привыкли, а вот другая фраза волейболиста в том же интервью стала пророческой: «Жизнь - непредсказуемая штука, поэтому что-то глобальное загадывать не стоит».
Такое и в самом деле загадать сложно. О том, что произошло нечто вопиющее, говорит сам факт пространного заявления на сайте «Зенита». Ведь по части официальных выступлений петербургский клуб себя ведет на публике очень скромно – даже уход из «Зенита» главного тренера Туомаса Саммелвуо был удостоен лишь коротким и канцелярским по содержанию уведомлением. А об отъезде из команды Пашицкого «Зенит» и вовсе не сообщал, хотя , как оказалось, покинул расположение клуба уже после состоявшегося 27 февраля матча с «Кузбассом».
С учетом места рождения волейболиста, все казалось понятным по умолчанию. Но все оказалось, куда сложнее и для «Зенита» - циничнее – позавчера Дмитрий Пашицкий предстал на пресс-конференции…польского «Трефла», который представлял блокирующего в качестве новичка. Там было сказанное следующее:
«К сожалению, добиться «мирного» расторжения контракта Дмитрия с российским клубом не удалось. Пашицкий разорвал контракт с Санкт-Петербургом, но для выступления в другой стране нужно согласие Всероссийской федерации волейбола. ВФВ не хочет выдавать такое разрешение, поэтому в данной ситуации должна вмешаться Международная федерация волейбола (FIVB). Мы прилагаем все усилия, чтобы урегулировать формальности с FIVB не позднее завтрашнего дня и представить Дмитрия как игрока чемпионата Польши. Я очень надеюсь, что в этом необычном случае мы можем рассчитывать на эффективные действия FIVB».
Своего в польском клубе добились - вчера Пашицкий уже сыграл за "Трефл", а сайт клуба сообщил, что произошло это спустя три часа после получения разрешения международной федерации на дозаявку новичка.
Сюжет получался преувлекательнейший! Человек, считающий себя россиянином и обладающий российским паспортом, оказывается, не смог «мирно» расторгнуть контракт с российским клубом. «Зенит» во вторник отреагировал моментально. Ниже приводим полностью заявление «Зенита», размещенное на клубном сайте:
В создавшейся ситуации волейбольный клуб «Зенит», выражая свою официальную позицию, хотел бы подчеркнуть следующее:
- Когда Дмитрий Пашицкий получил травму в матче чемпионата России с кемеровским «Кузбассом», по ходу которого он был заменён, «Зенит» пошёл ему навстречу. Игрок получил согласие клуба отпустить его в бессрочный отпуск для самостоятельного лечения и решения личных проблем. Ни для кого не секрет, что на момент начала спецоперации на Украине на территории страны находились родственники Дмитрия, поэтому волейболист тяжело переживал начало конфликта, о чём и написал 2 марта на своей официальной странице в Facebook. Наш клуб отнёсся к этой проблеме с пониманием и не возражал против того, что игрок временно покинет команду. Попыток категорически настоять на том, что Дмитрию предстоит продолжить выполнение своих профессиональных обязанностей согласно действующему контракту, с нашей стороны не было.
- Соглашение Дмитрия Пашицкого с «Зенитом» действует, контракт с игроком не расторгнут, что он опять же недавно подтвердил очередной публикацией на своей официальной странице в Facebook.
- В этой ситуации мы удивлены тем фактом, что Дмитрий, во-первых, появляется на пресс-конференции и на тренировках в экипировке другого волейбольного клуба, во-вторых, из уст представителей этого клуба звучат слова о том, что контракт Пашицкого с «Зенитом» уже разорван. Это не соответствует действительности.
- Хотелось бы напомнить, что Дмитрий при деятельной помощи клуба добровольно получил 14 августа 2020 года российский паспорт. Сейчас мы видим, что этот факт, похоже, ничего не значит для гражданина РФ Дмитрия Пашицкого. Кстати, в одном из своих интервью в 2020 году он сказал ровно следующее: «Я считаю себя больше русским, чем украинцем».
Далее «Зенит» сузил адрес обращения от общего к частному – и обратился уже к самому Пашицкому:
«Уважаемый Дмитрий, если уже сегодня выяснится, что в силу создавшихся обстоятельств Вы действительно окажетесь де-юре игроком команды «Трефл» (Гданьск), то нам останется только сделать выводы из этой крайне неприятной ситуации. Хотелось бы сказать, что в конце февраля и начале марта далеко не одна российская команда столкнулась с необходимостью отпускать своих игроков, в том числе и ключевых, непосредственно по ходу сезона. В это непростое время клубы повсеместно идут навстречу спортсменам и не препятствуют их отъезду и корректному расторжению контрактов. Точно так же готовы были поступить и мы. В том случае, если бы Вы, Дмитрий, ещё находясь в Санкт-Петербурге, выразили бы внятное желание официально покинуть «Зенит» из-за определённых проблем, то Вас бы поняли. А сейчас мы Вас уже не очень понимаем. Нам жаль, что история Вашего сотрудничества с «Зенитом» завершается таким образом».
Пришло время добавить принципиальнейшую деталь, которая, возможно, ответит на некоторые возникшие вопросы. Дело в том, что уроженец Киева Пашицкий юные годы провел в Риге, а потом, и до 2011-года выступал за эстонские клубы, имея при этом и эстонское гражданство.
Возможно, подробное изложение своей позиции со стороны игрока пролило бы свет на ситуацию. Но ее мораль выглядит однозначной и без этого: российский волейбол получил болезненный щелчок по носу, приняв на себя прецедент, который требует мер по своей защите.
Призывы лишить Пашицкого гражданства оставим социально-политическим площадкам, хотя в нынешних обстоятельствах может быть всякое. Но вот если допустить, что изложенное питерским «Зенитом» на 100 процентов правда, то…
Наверное, клубам будет уместно объединится для идейного сопротивления. И, например, даже неофициальный коллективный меморандум о табу на приглашение Дмитрия Пашицкого в любой российский клуб выглядело бы логично. Кстати, слова в заявлении «Зенита» о намерении «сделать выводы» не стоит воспринимать красным словцом, ведь в этом клубе на публике говорят редко. А люди в высоком руководстве «Зенита» - не только по-спортивному амбициозны, но и очень влиятельны, от этой выходки волейболиста, могли рассвирепеть.
Да, скорее всего мы в этой истории знаем не все, а позиция волейболиста помогла бы нам увидеть полную картину. Но пока Пашицкий молчит – он проигрывает.