Найти в Дзене
Кинолюбитель

Сталкер (1979)

Оглавление

Рейтинг:

  • Кинопоиск - 8,1
  • IMDb - 8,1

Жанр: #фантастика #драма #детектив #приключения

Даёшь советскую легенду! А то всё Хичкок да Кубрик. Последний фильм режиссёра, снятый в Советском союзе. Роман братьев Стругацких «Пикник на обочине» адаптировался во всех масс-медиа, люди, играющие в компьютерные игры, по сюжету далеко отошли от оригинального текста, поэтому и про картину Тарковского мало кто слышал. А это полотно красиво смонтировано, режиссёр использовал местами разную плёнку и широкоформатный кадр, чтобы зритель смог отличать изменение в героях и локациях.

-2

«Машина желаний» (рабочее название картины) получилась интригующей, нагнетающей саспенс и интересной. Начальная чёрно-белая (точнее желтоватая) съёмка открывает нам быт главного героя – странно, сюрреалистично и отстранено перед зрителем рассказывается история. А широкоформатная плёнка совместно с отрицанием 180 градусов Тарковским вызывают «мурашки» на теле. После экспозиции наступает цветное изображение, тем самым ставя рамки и разделяя структуру повествования: до Зоны и после Зоны.

-3

Александр Кайдановский, играющий главного героя, даёт определение «сталкера», строя из себя сложного персонажа, не отрицательного, но и не положительного. Режиссёр вводит на территорию Зоны Сталкера и его двух путников, причём цели нам неведомы, а коммерческие вопросы легальны. Саспенс нагнетает обстановку посредством диалогов. Атмосфера странная, необычная, великолепно смонтированная картина вызывает восторг от простых цветов природы и простора, как души, так и местности. Больше тайн и рассказов об этом месте сделали его идолом и чем-то нереальным, а теперь зритель совместно с главными героями погружается вглубь Зоны. Неважно куда именно следовать, само присутствие в данном месте вызывает трепет, подкармливающийся рассказами Сталкера.

-4

Смело приписываю картине звание артхауса, так как влияние, которое оказывает Зона на путников, велико, хоть и визуально, тем самым раскрывая и преобразовывая персонажей. Мы узнаём о гостях этой местности, Писателе и Профессоре, сыгранными Анатолием Солоницыным и Николаем Гринько соответственно. У каждого своя история и свой предлог быть здесь, но влияние локации необратимое, отчего многие эпизоды кажутся жуткими, красивыми и напоминают мне сериал Джей Джей Абрамса «Остаться в живых» с загадочным островом.

-5

Помимо яркого и насыщенного контраста природы мы наблюдаем за изменениями характера и настроения персонажей. Тем более, в картине упоминаются иные личности, скрытые для глаз, но влияющих на настроение всего фильма. Цель миссии прорисовывается постепенно, за это время каждый герой проявил себя и с хорошей стороны, и с плохой. Зелёные цвета придают гармонию, а Грим напоминает, где мы находимся.

-6

Диалоги и странные места, съёмка разными форматами и внезапные кадры неестественного освещения, будто лучи солнца на разлитом по асфальту бензине – такими приёмами режиссёр демонстрировал исключительность Зоны. Явный пример того, что можно добиться психологического напряжения без спецэффектов. Одно помещение сменяется другим, коллекторы ведут из одной комнаты в другую, а причуды Сталкера только сильнее добавляют жути, вдобавок саундтрек вселяет панику и настороженность. Съёмка передним планом и общий охват лиц скрывает от нас объекты за спиной, специально не затронутые углы кадра 180-ти градусов вызывают психологическое напряжение.

-7

Копи Мории? Гробница Балина? Комната сильно напоминает локацию Средиземья, что вызывает восторг. На финальном пути перед нами уже совершенно иные личности, это не дуэт Писателя и Профессора – это снятие масок и раскрытие духовных демонов человеческой натуры. Точка невозврата уже достигнута, и кульминацией картины Тарковский делает результат посещения запретной территории.

-8

Отдельно хочется отметить монолог Алисы Фрейндлих, которая будто гротеск всего происходящего смотрит со стороны, но в то же время раскрывает суть. Обратная сторона медали такой сложной жизни Сталкера. Великолепная работа выдающегося режиссёра.

#кино #АндрейТарковский #Сталкер