Найти тему

Детство рядом с железными зверями

Оглавление
По дороге
По дороге

Танк на постаменте — напоминание о павших за Родину. Этот железный зверь уже пенсионер на своём почётном месте. Каждое утро дети по пути в школу проходили мимо старика, что выше над всеми остальными салажатами. Он возвышался и над людьми. Значит ли это, что он важнее всех остальных? Нет. Но свидетельство ужасов прошлого всегда было перед глазами.

Чтобы дойти до школы (бывшей казармы), нужно выйти за бетонный забор. Потом по главной дороге, идти мимо частей. Каждая за своим забором и со своим Контрольно Пропускным Пунктом (КПП). На въезде в городок, кстати, тоже КПП. Попасть в военный городок через КПП — отдельная тема, достойная самостоятельной статьи.

За забором
За забором

Представьте себе путь в несколько километров, а по краям полигоны военной техники.

Вернёмся же к дороге до школы. Представьте себе путь в несколько километров, а по краям полигоны военной техники. Танки, БТР, противотанковые установки и т. п. Стоят себе круглогодично. Каждый день все школьники, чьи родители работают в этих частях и в других военных объектах города, идут в окружении спящих железных зверей. Они обязательно выходят из спячки. Иногда технику «выгоняют погулять». В мокрые сезоны каждую единицу накрывают брезентовым одеялом — чтобы спалось спокойнее.

Слева за колючей проволокой военная техника, справа — школа
Слева за колючей проволокой военная техника, справа — школа

У меня никогда не было иллюзий, что все эти машины будут в спячке вечно…

Если не они, то их новые версии обязательно отправятся туда, где нужна эта грубая сила. Хотелось ли мне быть свидетелем боевых действий? Желала ли я когда-то наблюдать в телевизоре не парад военной техники, а её применение?.. Это неправильная постановка вопроса. В наших кругах мы знали, где сейчас происходят военные спецоперации без грифа «секретно». Чей однокурсник уехал в город N. Кто был в миротворческих операциях в стране O.

Нет, у меня не было иллюзий по поводу этого мира. Пока в нём есть жаждущие власти, пока есть те, кто считает возможным своё превосходство над другими, чьи-то ракеты и гусеницы будут разрушать мир, города и жизни. Хорошо это? Плохо? — Неправильная постановка вопроса. Военные действия практически перманентно происходят в разных частях нашей Земли. Это — данность. Как и то, что исторически значимые события не имеют только одну трактовку.

…мы должны были научиться видеть события со всех доступных нам точек зрения.

Большая часть учителей истории в моих школах были сильными преподавателями. Они ставили перед собой задачу научить нас видеть предпосылки, поводы и последствия тех или иных событий. Мы должны были не смотреть только в параграф учебника — мы должны были научиться видеть события со всех доступных нам точек зрения. Не поддаваться эмоциональной реакции от увиденного, а продолжать рассматривать событие с разных позиций холодным и трезвым умом. Было интересно наблюдать за собой:

  • как в 7 классе Сталин был ужасным человеком, из-за которого были репрессии и ГУЛАГ;
  • в выпускном классе он стал правителем, которому досталась разрушенная страна, нуждающаяся в срочном рывке развития, после случились войны и много чего ещё… Иосиф Виссарионович делал то, что было в его силах;
  • сейчас я понимаю, что доносы на соседей писал не Сталин, после Второй мировой Запад действительно был не так уж добро настроен в сторону СССР, что было обоюдно. Получилось всё далеко не так уж полярно и однозначно.

А ещё нам рассказывали про методы ведения боевых действий, про разные виды вооружения и историю их применения.

Нам было известно, что должно произойти, чтобы ядерная боеголовка полетела (нет, это не та самая красная кнопка) и как действовать, если слышно тревогу. Мы знали, как звучит сирена. Нам было известно, где ближайшее бомбоубежище. Что происходит, когда начинается война, к кому нужно обратиться и чего ждать. Как происходит деморализация бойцов на линии фронта и деморализация тыла. Насколько эти методы эффективны (подсказка — очень эффективны) и каковы признаки с последствиями. Как не стать жертвой брожений мыслей и понять, где враг, а где друг. Кому можно доверять в ситуации вовлечения твоей страны в военные действия… Нас учили много чему.

Учителями поведения в экстремальных ситуациях были офицеры с горячих точек, военные доктора со спецопераций, родственники и друзья ответственные за эвакуацию мирного населения в случае нападения врагов. (В мирное время на учениях, кажется, потенциальную угрозу навязывали «условным противником»). Меня учили во время семейных вечеров, дружеских встреч и рассказов о том, что было на учениях.

Когда ты слышишь все эти рассказы, тебе кажется, что военные не из плоти и крови. Они как будто бы тоже машины, но с человеческим сердцем.

Кто-то скажет, что подобные разговоры не для детских ушей. Что это не норма… Но могу заверить, что какой-либо проблемы для меня сейчас полученные знания не представляют. Мне гораздо проще, чем большинству молодёжи, что пытается найти себе место среди всей происходящей неразберихи. У меня же есть чёткий план. И я не делаю это:

  • Не впадаю в истерику.
  • Не ведусь на пропаганду любого фланга.
  • Не поддаюсь эмоциям от увиденного или услышанного.
  • Не верю особенно тем, кто ищет свою личную выгоду.

А ещё никто не заставит меня сомневаться в моей любви к Родине. Никто, ни одна душа, не сможет заставить меня перестать гордиться тем, что я русская. В этом слове гораздо больше значения, чем просто человек, родившийся на территории России. В том, что ты русский есть что-то давящее в груди. От этого и грустно и тепло. Я чувствую это каждый раз, когда смотрю на любимые и родные просторы.

На север
На север

В том, что ты русский есть что-то давящее в груди. От этого и грустно и тепло. Я чувствую это каждый раз, когда смотрю на любимые и родные просторы.

Когда я жила в детстве в военном городке, мне было спокойно. (Даже когда в 2010 году начались постоянные учения неполалёку от наших ДОС-ов). Я знала, что если что-то произойдёт и кто-то решит навредить моей стране, все эти мирно спящие металлически звери проснутся и, не боясь своей погибли, мерным шагом отправятся на защиту каждого русского человека. Управлять танками будут люди, что превратились в героев. На фронте они будут похожи на железные машины. Не щадя себя, они будут держать строй и стоять до последней капли крови, что до своего последнего стука сможет отправлять человечное сердце. Потому что так делали их деды и отцы…

Так мне казалось, когда я видела свидетельства ужасов прошлого. Когда проходила мимо Т-34, возвышающемся над всеми остальными. Когда кругом стояли парки военной техники. Сидя на уроках в школе, что была бывшей казармой. Слушая рассказы историков о героическом прошлом нашего народа.

Сейчас мой взгляд менее восторженный. Но я также бескрайне люблю свою страну и культуру. И точно знаю, что ни за какие деньги человек не сможет идти против другого с оружием самоотверженно. Большая часть бойцов просто не смогут быть эффективны в бою, если они не встретят доказательства тем идеалам, ради которых они сражаются.

И ещё, «солдат ребёнка не обидит» — так учили нас в детстве. Военные — люди чести и отваги. Те же, кто позволяет себе выйти за рамки Устава, подвергаются трибуналу. Точка.