Найти тему

Как устроенно техническое обслуживание самолётов

Оглавление

Ночью и днём, в снег, дождь, жару и слякоть эти бравые парни находятся на лётном поле что бы вы могли безопасно улетать и прилетать. Чем же занимается техник самолёта и как проходит техническое обслуживание?

Любому механизму, будь то часы или сверхтехнологичный космический корабль нужно техническое обслуживание, самолёт не исключение. Во время ТО проводится диагностика основных систем, устраняются неисправности, меняются детали, которые уже отлетали свой ресурс. Какие же типы технического обслуживания бывают?

Условно их можно поделит на 5 видов:

  1. оперативное;
  2. периодическое;
  3. специальное;
  4. сезонное;
  5. при консервации на длительное хранение.

На буржуйском это выглядит так: transit check, daily check, weekly check, A-check, B-check, C-check и D-check.

Основными видами ТО являются оперативное и периодическое.

(Но прежде чем обслуживать самолёт было бы неплохо его сначала придумать и построить. О том как это делается Вы можете прочитать здесь.)

Оперативное (предполётное ТО, послеполётное обслуживание)

Основное его назначение — это устранение возникших в полёте отказов и повреждений, проверка исправности и работоспособности основных систем, а также подготовка к очередному вылету. Например, фильтр в системе кондиционирования поменять.

  • Примечание: может для кого-то станет открытием, но самолёты могут вылетать с отказами. Существует специальный перечень, называется он minimum equipment list. В нём указаны все системы самолёта, которые должны работать для обеспечения безопасного вылета. К примеру, перегоревшая лампочка в туалете туда не входит, но это всё равно отказ, с которым вылет может быть обеспечен. Её обязательно поменяют, но по позже. Так что не переживайте если вдруг увидите что в самолёте что-то не работает, все важное функционирует исправно.
Замена тормозных колодок.
Замена тормозных колодок.

Выполнение работ производится цехом оперативного ТО, в задачи которого входит своевременное и качественное обслуживание всех прибывших в аэропорт самолётов.

Инженер смены (бригадир) знакомится с состоянием воздушного судна по информации экипажа и записям в бортовом журнале. Далее техники смены, по указаниям бригадира начинают проведение регламентных работ и устранению неисправностей. По окончанию ТО инженер смены принимает выполнение работ и при отсутствии замечаний расписывается в специальном журнале учёта проведения технического обслуживания. Самолёт выпускается в поле, ой, то есть в небо.

Следующий вид ТО - периодическое (ежедневный техосмотр)

Выполняется каждые 48 часов. Основная задача проведение профилактических мероприятий по предупреждению отказов, а также выявление и устранение отказов и неполадок (собственно, как и в оперативном ТО). Проходит замена деталей, отработавших свой ресурс.

Форма периодического ТО от оперативного отличается значительно большей трудоёмкостью и строгой периодичностью выполнения. Производиться замена агрегатов, которые в три приёма не поменять.

Обслуживание двигателя и его агрегатов
Обслуживание двигателя и его агрегатов

Специальное техническое обслуживание. Выполняется в случаях возникновения резких отклонений от условий нормальной работы, к примеру: неудачная посадка с превышением эксплуатационных ограничений, так называемый тэилстрайк (когда самолёт на взлёте или посадке бьётся хвостом о полосу), козление (самолёт превращается в попрыгунчик и при посадке несколько раз грубо приземляется о землю), выкатывание за полосу. Во всех этих случаях необходимо провести инспекцию всех основных частей самолёта от колес до конструкции планера, да бы убедиться в отсутствие скрытых дефектов, которые могут повлиять на безопасность выполнения полётов, в случае если самолёт не был серьёзно поврежден и нет необходимости отправлять лайнер в ремонт, после прохождения специальной комиссии борт допускается к полётам.

Сезонное техническое обслуживание

Два раза в год у счастливых обладателей железных коней случается эпопея с сезонным ТО. Приходит время поменять резину, масло, всякие разные сальники и прокладки. Тоже самое предстоит и самолёту, за исключение быть может резины. Так как пневматики успевают стереться намного быстрее чем длиться теплое или холодное время года.

Но остальные процедуры никто не отменял. Современное сезонное ТО проводиться как правило вместе с периодическим. Добавляются работы по устранению мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку и натяжений тросовых проводок, дополнительная проверка работоспособности противообледенительных систем и сигнализаторов обледенения.

Последний вид ТО — это консервация

Основная задача — это сохранение работоспособного состояния воздушного судна на момент простоя. До тех пор, пока не будет принято решение о начале эксплуатации.

Консервация обеспечивает снижение вредного влияния атмосферных и других факторов и способствует наилучшему сохранению техники в существующих на данный момент условиях. Обслуживание при хранении выполняется через каждые 10 суток стоянки самолёта. По мере увеличения срока хранения усиливается вредное влияние атмосферных факторов, следовательно, увеличиваются и объемы работ. Вот такие типы работ выполняют техники в аэропортах для того, чтобы поддерживать самолёты в исправном состояние.

Консервация самолёта
Консервация самолёта

Если вам интересно как обеспечивают надежность работы систем самолёта на этапе проектирования, можете почитать об этом здесь.

Так же можете ознакомиться со статьей о эксперименте по управляемому крушению воздушного судна.

Подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях. Обсудим детали. По возможности отвечу на ваши вопросы.

На этом все. Спасибо за внимание и до новых встреч в будущих статьях.