Адаптация детей к детскому саду является актуальной проблемой на сегодняшний день, хотя она не является новой. Очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.
Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели.
Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снов
2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах
3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное
4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой
5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям.
1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало
3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень. Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Адаптационный период будет считаться успешным, если: – ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО. Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного развития ребенка.