Найти тему
Записки педагога

Адаптация детей дошкольного возраста

Адаптация детей к детскому саду является актуальной проблемой на сегодняшний день, хотя она не является новой. Очень много научных статей, ученых, которые рассматривают эту тему, но не смотря на многочисленные рекомендации в детских садах эта тема является одной из главной.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на физиологическом и на психологически — социальном уровне.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому​ саду

Лёгкая степень

Ребёнок с​ лёгкой​ степенью адаптируется в среднем 2-4 недели.

Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снов

2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах

3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное

4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой

5. Общение со взрослыми и сверстниками:​ идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям.

1. Сон:​ ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.

2. Аппетит:​ может отказываться от некоторых блюд, ест мало

3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.

4. Поведение:​ с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.

5. Общение со взрослыми и сверстниками:​ интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с​ тяжёлой​ степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень. Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.

2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

3. Эмоциональное состояние:​ подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.

4. Поведение:​ после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.

5. Общение со взрослыми и сверстниками:​ на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Адаптационный период будет считаться успешным, если: – ребенок начал осваивать навыки самообслуживания, придерживается правил поведения в ДОО. Таким образом, для успешной адаптации ребенка в ДОО необходимо сплотиться родителям и педагогу. Чем быстрее ребенок станет доверять воспитателю, тем безболезненно будет расставаться с родителями, что позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние. Один из важных моментов — формировать познавательную, социальную сферы, где особенно важно воспитывать самостоятельность и инициативность для успешного​ развития​ ребенка.