Композитор Евгений Крылатов и поэт Юрий Энтин плотно работали вместе с начала 1970-х годов. Именно в это десятилетие ими были созданы такие замечательные песни, как «Лесной Олень» из фильма «Ох, уж эта Настя!»,«Песенка о шпаге» из фильма «Достояние Республики» и «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника». А свою последнюю всесоюзно известную песню они записали в 1984-м для фильма «Гостья из будущего»...
Если фильм «Приключения Электроника» всегда казался мне куда симпатичнее книжного первоисточника, то экранизация книги про Алису Селезнёву, на мой взгляд, вышла послабее. Что, впрочем, не помешало «Гостье из будущего» стать настоящим событием в мире детского кино.
В основе фильма лежала фантастическая повесть Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» — одна из любимых книг моего детства, поэтому каждую серию я ждал с нетерпением. Настоящей изюминкой стала главная героиня в исполнении Наташи Гусевой — совершенно не похожая на книжную Алису (проказливую боевую пацанку), и, тем не менее, сумевшая очаровать сердца мальчишек того времени.
Ну, и, конечно, самой сильной — трогательной и щемящей — финальной нотой фильма стала песня «Прекрасное далеко».
Она оказалась единственной песней в фильме, хотя изначально режиссёр Павел Арсенов заказал поэту Юрию Энтину сочинить несколько текстов. Так как фильм был приключенческий, Энтин с удовольствием принялся за дело. Он до сих пор помнит забавные строчки, сочинённые им для космических пиратов:
Суть нашей профессии
В погоне и агрессии!
Но, когда фильм смонтировали, оказалось, что места для песен в нём нет. Понятно, что Энтин страшно разозлился. Чтобы его успокоить, режиссёр сказал: «Там в конце фильма будут длинные титры. Вот и сочини что-нибудь минуты на три».
Ю. Энтин:
«Я был зол. Мне все это изрядно надоело. Я быстро написал стихи, которые, с одной стороны, несли философскую нагрузку (режиссер Павел Арсенов увлекался философией и эзотерикой), а с другой стороны, были лирико-романтическими (это «слабость» композитора Евгения Крылатова)».
Стоило Крылатову прочитать стихи, как он тут же понял, что это будет сильная песня. Единственное, что смущало композитора — многократное повторение совсем недетской строчки «Не будь ко мне жестоко», на что Энтин сказал: «Это же, как молитва».
Музыку Крылатов написал быстро — и в фильме сама мелодия прозвучит ещё не раз — в самых разнообразных инструментальных вариациях: от замедленно-грустной до задорно-смешной (мне особенно нравилась динамичная тревожная версия, звучащая в титрах каждой серии).
Правда, сам Энтин отнёсся к своим стихам скептически — мол, писал их без особого огонька, и весь успех песни заключён в музыке. Между нами говоря, лично я разделяю его скепсис — музыка в «Прекрасном далёке» всегда казалась мне гораздо сильнее слов. Крылатов же был с этим категорически не согласен и говорил поэту: «Юра, на эти слова любой композитор написал бы свою лучшую песню».
Сначала для исполнения песни привлекли девочку из хора Попова, но режиссёру её версия не понравилась. В итоге «Прекрасное далёко» замечательно исполнила уже опытная певица - Таня Дасковская, которая уже пела в таких фильмах с музыкой Крылатова, как «Русалочка» (1976), «Кольца Альманзора» (1977) и «Акванавты» (1979). Правда, из-за ограниченного хронометража её имя в тиры не попало.
А тут ещё Крылатов пожелал, чтобы в телепрограмме «Песня года — 85» песню исполнила не Дасковская, а взрослое трио МЕРИДИАН. Видимо, таким образом он хотел показать, что потенциал этой песни намного шире детского жанра.
Е. Крылатов:
«Это философское понятие. Будущее не должно быть жестоким, мы всегда надеемся на лучшее… Вот эти повторения в ней: “Не будь ко мне жестоко” — это же как заклинание, что-то в этом есть… Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».
Интересно, что в киноверсии песни были такие строчки:
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня не в райские края…
Но, видно, они показались слишком суровыми — и во всех следующих записях вместо «не в райские края» исполнялось «в чудесные края» (что, как по мне, сильно меняло настроение песни).
Однако ни это, ни заклинания не помогли… По горькой иронии, именно в 1985 году были посеяны семена того самого «далёка», которое оказалось совсем не прекрасным.
Ю. Энтин:
«В своё время, в 1930-е годы, была создана советская детская литература. Нигде в мире не было такой литературы, как у нас. Не было одновременно таких поэтов, как Чуковский, Маршак, Барто, Михалков. Но последняя широко известная детская песня пророчески прозвучала в 1984 году — «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко». И настало это «далёко»…».
Неудивительно, что со временем песня обретала всё более трагические и щемящие оттенки.
Ю. Энтин:
«Была передача на канале «ТВЦ». Там ребята-рокеры пели мои песни. И артист Малого театра Валерий Баринов вспомнил один случай, произошедший в прямом эфире, над которым рыдала вся страна.
Это случилось в программе «Взгляд». Одним из ее героев стал мальчик-сирота с абсолютным слухом, воспитанник интерната. Ведущий Владимир Мукусев попросил этого мальчика спеть любимую песню, и тот запел «Прекрасное далёко». Это было настолько трогательно, что, когда он дошел до припева «Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь» – оператор уронил камеру, и передача прервалась.
Баринов сказал: «Прекрасное далёко» – это песня святая. То, что рокеры переделали «Крылатые качели» или «Лесной олень» – я могу стерпеть. А для чего они переиграли «Прекрасное далёко» – мне непонятно». И я, в принципе, с Бариновым согласен».
Ну, и пара самых интересных каверов:
- Владимир Зеленцов — Прекрасное Далеко (метал версия)
- SILENZIUM — Прекрасное далеко
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий
Другие мои статьи о детских песнях:
- «Детство кончится когда-то...» История песни «Крылатые качели»
- «Ах, зачем я голубой?» (совсем непростая история совсем голубого щенка)