Найти тему
Про жизнь

Советский проект ликбеза рано списывать в архив

Советский плакат
Советский плакат

Советская система образования закрепила все позитивные наработки проекта ликбеза – стремление к учению, к знаниям, к чтению книг, к культуре. Моя сестра Антонина Михайловна окончила среднюю школу в 1944 году и стала работать учительницей в нашей школе, через которую прошла вся семья, ликвидировав безграмотность, а в 1946 г. успешно сдала экзамены и поступила в Саратовский педагогический институт, отлично его окончила, поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и более 60 лет трудилась в замечательном Челябинском государственном гуманитарно-педагогическом институте, стала доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем (науки, высшей школы), членом международной академии педагогического образования, автором многочисленных книг и учебных пособий по русскому языку, основателем Челябинской фразеологической школы.

А.М. Чепасова подготовила 30 кандидатов и 10 докторов филологических наук, которые вели и ведут не только активную учебно-педагогическую работу, но и серьезную научно-исследовательскую деятельность не только в вузах Челябинска, но и вузах С.-Петербурга, Омска, Магнитогорска, Астрахани, Новосибирска, Кургана, Шадринска и Тобольска. В числе учёных, подготовленных А.М. Чепасовой, доктора филологических наук В. Лебединская, Л. Гашева, Н. Павлова, Е. Ратушная, Р. Шулежкова, Е. Ермакова, Г. Шиганова, И. Казачук, Е. Радченко; кандидаты педагогических наук Л. Игнатьева, Ф. Никоновайте, В. Шмелёва, Ж. Мительская, А. Савельева, Г. Шумилова, Г. Михайлова, О. Куныгина, А. Свиридова, А. Чепуренко, В. Бурмако, Г. Иваненко, Е. Шумакова, А. Соловьева, Л. Корнилова.

Под руководством А.М. Чепасовой был создан уникальный фразеологический фонд русского языка – самое крупное собрание фразеологических единиц в России. Фразеологический фонд оцифрован и является достоянием Челябинского государственного гуманитарно-педагогического университета.

* * *

По-моему, советский проект ликбеза рано списывать в архив. Ведь одной азбучной грамоты, которой овладевали наши деды и родители, сегодня мало. Нужна грамота другого, более высокого уровня – социально-политическая, экономическая, нравственно-идеологическая.

Сегодня все с детского возраста владеют арифметическим счетом (к тому же смартфон в кармане), доступен интернет, Википедия и др. Но на уровень и степень грамотности влияет (как говорили мыслители-просвещенцы) общественное устройство, характер общественных отношений.

В результате смены общественно-государственного строя в России сломалась лучшая в мире система народного образования. Сегодня школа – это учреждение, предоставляющее обучающие услуги. Не хочешь получать эти услуги – ты свободен. Созданы школы с уклоном – английским и другими языками, спортивным, коммерческим… С детских лет школьникам внушают готовиться к бизнесу, «своему делу», к предпринимательству; игры и реклама учат детей таким понятиям, как прибыль, выгода, кэшбэк, «один клик – и ты в выигрыше».

Из школы изъята функция воспитания: нельзя, говорят европейские законодатели нравов, навязывать детям понятия – Родина, честь, совесть, ответственность, пол человека. Вот и появляются в школах (их же выпускники!) с оружием, готовые расправиться с учителями и даже детьми, которых «стрелки» не знают. Социально-духовная безграмотность, бескультурье – значительно опаснее, чем пробелы в орфографии или арифметике.

Мы же – потомки советских ликбезовцев, с благодарностью вспоминаем и чтим каждый шаг Советской власти и партии большевиков, политика которых вооружила наш народ не только азбучной грамотностью, но и духом оптимизма, открывая каждому человеку дорогу в мир знаний.

Автор: Николай ЧЕПАСОВ

Начало статьи здесь