Пароходы в современной России
В нашем современном мире совсем мало сохранилось пароходов,
созданных столетие назад. Поэтому уникальным и единственным на
сегодня эксплуатируемым на реках в России колесным паровым судном
построенным до революции 1917 года остается «Н.В.Гоголь»,
предназначенный для перевозки пасажиров. Этот ветеран речного флота
верой и правдой, как в счастливое мирные годы, так и во время
прошедших войн приносил пользу своему народу.
Создание корабля «Н.В.Гоголь»
Акционерным Обществом железоделательных, сталелитейных и механических заводов«Сормово» в 1910 году был принят заказ на строительство
пары колесных судов с паровымдвигателем. Заказчиком названых в
дальнейшем «Генерал Кондратенко» (затем ходившийпод именем
«А.И.Желябов») и «Н.В.Гоголь» выступало Северное Пароходное
Общество «К.А.М.» Оценен заказ был в 280 000 рублей.
В 1911 году после проведения ходовых испытаний на Волге корабль
«Н.В.Гоголь» начал эксплуатироватся со следующими параметрами:
70 метров длинна, 14 метров ширина, 1,4 метра осадка, 380 лошадиных
сил мощность двигателя, дрова как топливо, 450 пассажиров. После
успешных испытаний колесник переправлен на Северную Двину
маршрутом Волга, Шексна, Система Северо-Двинских каналов,
озеро Кубенское, Сухона. При наличии больших габаритов судна по длине,
для прохождения шлюзов пароход разобрали на составляющие (корма,
центральная часть, нос). Соединили в одно целое судно в городе
Великий Устюг, в Михайловских мастерских СПО «Котлас-Архангельск-Мурман».
Самая первая навигация
В год постройки 1911 колесник «Н.В.Гоголь» провел свой навигационный
период номер один, доставляя грузы и пассажиров по маршруту
Архангельск-Вологда и обратно. В летнее время, когда уровень воды на
реках понижался, маршрут сокращался до Архангельск-Котлас-Архангельск. Рейсы, как правило, были до конца сентября, но иногда
движение было и позже с большей стоимостью проезда. Путешествие из
Архангельска до Вологды проходило за 115 часов, а обратно с помощью
течения реки за 82 часа. На колеснике имелась богатая библиотека,буфет
с выбором разнообразных блюд в количестве более 150 и прекрасный
ассортимент напитков. В меню того времени упоминаются: тетерева и
рябчики, баранина и телятина, налим, лещ, семга,стерлядь, судак, осетр и
многое другое.
Служба во время интервенции
После установления на севере Советской власти в 1918 году наступил
дальнейший захватывающий период в жизни «Н.В. Гоголя».
По воспоминаниям команды корабля, выгрузившись в Великом Устюге и
спешно выполняя приказ, проследовали до Архангельска в подчинение
военного коменданта. Рядом с Архангельском повстречали группу,
содержащую семь пароходов, как буксирных, так и пасажирских.
В караване следовали «А.И. Желябов», «М.В. Ломоносов», «Степан Разин»
и другие.
По информации с двигающихся навстречу судов, к устью Северной Двины подходили корабли интервентов, и в Архангельске организована
эвакуация. Ранним утром 2 августа пришвартовались у причалов города. В связи с возможностью атаки колесника, на палубе был установлен
пулемет. После загрузки инвентаря воинских и штатских организаций,
их архивов и аппаратуры «Н.В.Гоголь» встал на Архангельский рейд.
С пришедшего тральщика, на палубы и в трюмы загрузили
продовольствие и боезапас. Более 100 кораблей, большая часть
буксирного и пассажирского флота, были национализированы и ушли
вверх по течению Северной Двины. После выгрузки в Великом Устюге,
колесник «Н.В.Гоголь» ушел в Котлас, где был переоборудован в судно-госпиталь и поступил под командование заместителя председателя
Архангельского губернского исполкома, командующего Северо-
Двинской речной военной флотилией П.Ф. Виноградова.
Два первых капитальных ремонта
По завершению навигации 1919 г. пароход разобрали и железнодорожнымпутем доставили в Петроград, где в течение двух лет производился
капитальный ремонт судна, затем он стал курсировать на линии по
перевозке пассажиров и грузов Архангельск – Вологда.
В 1941 году был завершен еще один капитальный ремонт, в процессе
которого во вновь построенный более длинный корпус, переместили
котлы и паровую машину. Устаревший корпус в течении двух лет
существовал как гостиница в Котласе. Навигацию в 1941 году
«Н.В. Гоголь» начал 2 августа.
«Н.В.Гоголь» и ленд-лиз
В сентябре, октябре 1941 года в столице Советского Союза Москве было
проведено совещание делегаций трех стран. Здесь хозяева встречали
уполномоченных от США (спецпредставитель президента Аверелл
Гарриман и адмирал Уильям Стендли) и Великобритании (министр
военной промышленности лорд Уильям Бивербрук).
На конференции согласовывалась программа ленд-лиза для помощи
СССР в войне с фашисткой Германией. В 2016 году работники
Северного морского музея нашли документы, указывающие на
участие парохода «Н.В.Гоголь» в данных международных мероприятиях.
Делегации США и Великобритании, в конце сентября 1941 года,
направляясь для участия в первой московской конференции, дошли до
острова Мудьюг на крейсере «Лондон». Дальше иностранных
представителей доставили в город Архангельск, сначала советским
миноносцем «Сокрушительный» в порт Экономия, а затем на пароходе
«Н.В.Гоголь» до Кегострова (там находился в то время аэродром).
В Великой Отечественной войне
Во время Великой Отечественной войны колесник «Н.В. Гоголь» исправно трудился в интересах Советского Союза в Северодвинском водном
бассейне. Команда судна была в списке самых успешных экипажей на
Северной Двине. Так в 1943 г. корабль «Н.В. Гоголь» завоевывал
переходящий вымпел «Наркомречфлота» в течение нескольких месяцев
и неоднократно удостаивался чести быть на доске почета.
Третий капремонт судна
По окончании войны «Н.В.Гоголь» вернулся к мирной жизни и занял свое место на грузопассажирской линии Архангельск – Вологда. Еще раз
пароход капитально ремонтировался в Великом Устюге на
судоремонтном заводе с 1958 по1959 года. Во время ремонта котлы были
переведены с дров на мазут. Накануне пятидесятилетия в 1960 году на
судне было произведено обследование технического состояния.
Комиссия пришла к заключению о соответствии парохода всем техническим требованиям, и экипаж содержит пароход на высоком
уровне.
Уход с регулярных пассажирских линий
Проходили годы, и речной флот стал обновляться. Вводились в
эксплуатацию более совершенные суда: теплоходы, скоростные «Заря», «Ракета» на подводных крыльях. Они потеснили на Северной Двине
устаревшие колесники с паровыми двигателями.
В 1972 г. Речной Регистр выдал предписание использовать «Н.В. Гоголь» только в качестве стоечного (не перевозящего людей, находящегося на месте по типу дебаркадера у пирса). Спасла пароход от стоянки у стенки и уничтожения покупка его по цене металлического лома Северодвинским машиностроительным предприятием «Звездочка» для отдыха своих работников. К тому же, действительно был произведен обмен с Северным речным пароходством «Н.В.Гоголя» на сто тонн металлолома
(фактический вес корпуса судна). В придачу оплатили шестнадцать тысяч рублей за вещи переданные вместе с колесником (фортепиано, мебельная обстановка и так далее).
Счастливое спасение парохода
Руководство предприятия решило произвести модернизацию судна, восстановление всех механизмов и коммуникаций по действующим на то время правилам регистра. При этом эта идея основывалась на огромном опыте работников «Звездочки» по ремонту кораблей. В 1972,1973 годах
пароход прошел капитальный ремонт, и переоснащение в плавбазу для отдыха. Каюты были сделаны более уютными и комфортными. После модернизации вместимость пассажиров стала составлять сто сорок человек. Усовершенствованы инженерные системы: подачи питьевой и технической воды, парового обеспечения, связи, электропитания. Выполнено множество разнообразных работ.
Новая жизнь колесника
Весной 1973 года после получения соглашения от Речного Регистра на использование в качестве пассажирского, пароход начал эксплуатироваться как плавбаза для отдыха работников «Звездочки». В ушедшие годы многие тысячи работников СМП участвовали в семейных путешествиях по речным просторам Северной Двины. Огромные положительные эмоции вызывают увиденные с борта парохода и на стоянках у берега прекрасная окружающая природа, исторические места и памятники старинного зодчества на которые так богата Архангельская земля. На прибрежных площадках, на свежем речном воздухе проводятся многочисленные мероприятия: конкурсы, соревнования по различным видам спорта, концертные выступления. Удовлетворенными остаются и поклонники собирать грибы и ягоды, рыбачить у спокойной величавой реки. Такой отдых хорошо укрепляет здоровье и поддерживает работоспособность Северодвинских корабелов.
Реконструкция парохода
Неустойчивость экономики России и сложное финансовое положение на предприятиях оборонного комплекса в 1994 году руководители предприятия решили не только сохранить «Н. В. Гоголь», но и произвести реконструкцию и большой капремонт, которые начались осенью 1994 года по завершению навигации. Следует заметить, что принять данное решение в тот момент было совсем не просто. Издержки содержания колесника – ветерана предполагает затраты немалых финансовых средств. Но руководство «Звездочки» сознавало, что пароход является образцом Российской уникальной техники и страницей истории речного флота. Его нельзя было забыть и утратить. К тому же корабелы уже привыкли отдыхать во время водных прогулок по Северной Двине.
Во время реконструкции работники «Звездочки» изменили внешний вид всех помещений и пассажирских кают, которые приобрели большую комфортность и стали намного уютней. Был произведен ремонт всех систем и механизмов судна. Уникальностью «Н.В.Гоголя» является то, что вся паровая система (котлы, машина, насосы и другое) более девяноста процентов сохранена в том виде, в котором она была создана в 1911 года на верфях сормовских заводов. Современные корабелы гордятся тем, что смогли сохранить механизмы, работающие без перебоя уже 110 лет.
Современный интерьер парохода
В настоящее время «Н.В.Гоголь» обладает двадцатью девятью удобными
каютами различными по классу и количеству мест. Всего судно может
принять на борт пятьдесят девять пассажиров. Колесник имеет
множество помещений для комфортного и разнообразного отдыха.
Здесь есть салоны для проведения досуга и музыкальный, бар и
ресторан, сауна.
Лишь один российский колесный пароход до сих пор выполняет рейсы по речным просторам. Этот пароход-уникум перевозит по Северной Двине
туристов на различных экскурсионных маршрутах. И любой, кто любит
прекрасную природу и древнюю историю Поморья может с пользой
провести досуг на удивительном творении русских инженеров и
корабелов. А современные потомки создателей парохода, работающие
на «ЦС Звездочка» прикладывают свои знания и усилия для сохранения
колесника-памятника в рабочем состоянии. Что примечательно свое наименование корабль-ветеран никогда за свои 110 лет не менял.
Знаменитости на колеснике
В прошлые годы посетили знаменитый пароход: в 2001г. — Король и Королева Швеции, 2002г.- Председатель Совета Федерации С.М. Миронов, 2003г.- председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин, 2004г.- председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков, известный полярный исследователь дважды Герой РФ А.Н. Чилингаров.
«Н.В.Гоголь» в кино
Режиссер фильма Константин Худяков (заслуженный деятель искусств России) определил место съемок на старейшем пароходе «Н.В.Гоголь» исходя из того, что он является в современной России единственным. Поэтому 21 и 22 августа 2017 года в Архангельске на колёснике прошли съёмки эпизодов экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» для телеканала НТВ.
По сценарию река Северная Двина стала Волгой 1914 года. С утра 21 августа на причале Архангельского морского-речного вокзала образовалась территория подготовительных хлопот. Здесь получилась встреча нашего и прошлого века. На тентовой палубе парохода восстановлена обстановка летнего ресторанчика с пианино и плетеной мебелью. По бортам главной палубы расположились вековые афиши, а артисты в костюмах того времени несут современный реквизит и багаж, заглядывая в смартфоны. В Архангельске из 500 с лишним человек желающих были отобраны более сорока актёров для массовых сцен. Уже облачные в костюмы они представляли капитана парохода, матросов, господ и барышень, официантов.
Пароход «Н.В. Гоголь» стал «сокровищем» проекта National Geographic Traveler в году 2021
Журнал National Geographic Traveler подвел итоги проекта «Сокровища России». В номинации «Речной и морской круиз» второе место занял старейший в России действующий колёсный пароход «Н. В. Гоголь», который летом совершает путешествия по просторам широкой Северной Двины. Все номинанты выдвигались официальными представителями субъектов РФ, которые постарались подобрать всё лучшее в своих регионах. Голосование проходило по десяти основным номинациям: «Природный объект», «Туристическая тропа», «Экскурсионный маршрут», «Речной и морской круиз», «Культурно-исторический объект», «Общественное пространство», «Пляжный курорт», «Национальная кухня», «Народный промысел» и «Традиционный праздник». Проект стартовал 1 июля и завершился 31 октября: на протяжении четырех месяцев пользователи Nat-geo.ru отдавали свои голоса за достопримечательности, популярные места и объекты в различных регионах России. Претенденты, набравшие наибольшее количество голосов, вошли в пятерку лучших. Победителем от Архангельской области стал колёсный пароход «Н. В. Гоголь» в номинации «Речной и морской круиз», занявший второе место.