Софт скиллы — сложное понятие. В некоторых источниках такие скиллы определяют как надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Где-то они определяются вот так: это комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами.
Мы определяем «софты» как навыки, помогающие оптимизировать любые процессы — общения, анализа, творчества, организации… Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Мы поняли, что такое «софты», но все же много вопросов.
Зачем мне soft skills, если я технарь? Как и зачем прокачивать эти навыки? Разве нельзя получить навыки в жизни, зачем идти на курсы к специалистам?
Все просто: технологии и мир развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.
Soft skills существовали всегда, но были «оформлены» в термин и начали изучаться в системе недавно — примерно 30 лет назад. То есть, сотрудники прокачивались и раньше, но, скорее всего, медленнее, чем специалисты современности, которые имеют доступ к курсам и коучам по развитию.
Что вы скорее всего делаете не так?
Пьете кофе весь день, а потом горите в пламени дедлайнов? Не самое удачное решение, верно?
Представьте, что все люди вдруг начинают нетактично общаться, презентовать свои идеи и продавливать свои видения, не обращая внимания на других людей, находящихся с ними в контакте (деловом и личностном). Наверняка, все рабочие процессы и другие коммуникации при таком раскладе застопорятся.
Наша задача — сделать мир максимально эффективным для креаторов и людей с желанием улучшать мир. Иначе зачем мы все существуем?
Окей, мы заинтересовались.
Отлично! Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
- Коммуникативные навыки. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект — способность понимать чужие чувства и контролировать свои (да-да, дело не всегда в окружающих, а распознавать и контролировать свою агрессию — нормально и эффективно для совместной работы).
- Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем (все еще горите в пламени дедлайнов? Не надо 🙂).
- Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить сейчас нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
- Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
- Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения — это стресс, а когда их много, способность справляться с ними и сохранять работоспособность особенно важна. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.
В конце концов, сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Кроме того, софт скиллы, гибкие навыки, помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
Попросить выходной у руководителя, аргументировать свою позицию на совещании, передать рабочую задачу в другой отдел — все это невозможно без навыков коммуникации и развитого эмоционального интеллекта.
Мы выложили в наш телеграм список лучшних книг для развития гибких навыков! Присоединяйтесь к нашему сообществу!