Найти тему
Открытая семинария

Монастырские тюрьмы: Реалии

В предыдущей статье мы начали говорить об истории создания монастырских тюрем на Руси. Сегодня поговорим о том, что из себя представляли эти "приюты благочестия", попав в один из которых (помимо своей воли) человек уже практически не имел шансов выбраться, но был обречен на медленное, болезненное, под пытками - умирание. А попасть в монастырское узилище было проще простого. Для этого не требовался суд в привычном для современных людей понимании: все решал обычно настоятель или архиерей. Он сказал - и все. И человеку конец - что хочешь с ним делай, хоть убей, хоть сожги. И часто так и делали.

Жертвами попавшими в монастырские тюрьмы становились разные лица: инакомыслящие, «сектанты», приверженцы староверия. Но не только они. Попало в те узилища – «под начало» – и множество представителей официальной церкви. Достаточно было "перейти дорогу" грозному настоятелю, иногда "дерзко" посмотреть на него, или в чем-то не согласиться - и вам обеспечена бесплатная, чаще всего пожизненная путевка в монастырский подвал: света Божьего вы, скорее всего, больше не увидите.

Крестьянина Васильева (ясновидца Авеля) освобождают из монастырской тюрьмы по высочайшему указу
Крестьянина Васильева (ясновидца Авеля) освобождают из монастырской тюрьмы по высочайшему указу

Деятельностью монастырской тюрьмы руководил настоятель обители. Он и решал сроки заключения, физические наказания и все вопросы жизни и смерти арестантов - если, конечно, их не посадил туда архирей повыше - в таком случае чтобы поскорее умертвить людей требовалось его разрешение. Но пытать и мучить разрешения не требовалось - это было частью программы наказания еретиков.

Требовались, конечно, немалые тюремные штаты в монастырские тюрьмы: одна только пытошная комната требовала не менее четырех человек. В роли надзирателей и мучителей обычно выступали монахи. Светских же нанимали за счет подаяний. Для нужд арестантов могла вывешиваться особая кружка в храме. Парадоксально, но на эти подаяния (которых могло и не быть) содержались арестанты (их кормили) и их истязатели. И вот думай, что тебе лучше: чтоб положили сегодня в кружку добрые люди два пятака или нет? Если положат - дадут тебе корку хлеба и кнута. Если не положат - ничего не дадут. Что лучше?

Подземная тюрьма Соловецкого монастыря
Подземная тюрьма Соловецкого монастыря

Чаще всего, кстати, причиной смерти в монастырских тюрьмах являлся голод. Считалось, что кормить еретиков за счет церкви - великий грех. Поэтому вся кормежка шла, как я сказал, с подвешенной в церкви кружки для арестантов. Будут там деньги - будет еда. Хотя неизвестно еще, сколько из этих денег доходило до арестантов, потому что за эти деньги еще кормили обслуживающих монахов-тюремщиков и приплачивали палачу.

Государство время от времени, еще до закрытия этой мерзости в 1905-ом году, пыталось как-то вмешиваться, смягчать участь этих монастырских арестантов. Государство стало выделять на этих заключенных приличные суммы. Но финансовая дисциплина в монастырях оставляла желать лучшего. Например, когда губернатор Владимирской области сделал проверку в Суздальском монастыре, чтобы узнать, куда уходят те 156 рублей в год, что государство дает на питание и одежду каждого узника, концов так и не нашли (РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 4043. Л. 3). Заключенных кормили, как всегда, из денег из кружки, а про 156 рублей на нос никто и не слыхал!

-4

В следующей публикации расскажу немного подробнее - какой виделась жизнь в сырых, темных и вечно-холодных подвалах монастырей ее обитателям, мужчинам и женщинам. Многие из них были вчерашними священниками, которые сами не поняли - почему они здесь оказались? Многие были вообще простыми крестьянами и попали на пожизненную потому, к примеру, что их сосед донес: они, мол, над настоятелем смеялись! Все! Они не выйдут! Или женщина - не захотела спать с одним из церковников - ей уготовлен ад на земле.

Даже в 1911-ом, после официального закрытия монастырских тюрем, влиятельный царицинский архимандрит Илиодор, претендующий на роль патриарха и готовый вести на Москву толпы прихожан - свергать царя и возводить его в патриархи, еще имел свою частную тюрьму.

Это - не спортивные снаряды.
Это - не спортивные снаряды.

Илиодор, к примеру, привычно насиловал приходящих к нему в монастырь паломниц. Если они смели заявить об этом, то он расправлялся с ними самосудом - в своей частной тюрьме. Однажды, после того, как он изнасиловал и избил одну из паломниц, которая не оказала ему "послушания", он велел своим монахам привязать ее почти что голую к лошади, и та таскала ее по монастырскому двору, пока на бедной женщине не осталось живого места. Смотрящим на эту сцену он сказал, что она якобы хотела его совратить. На самом деле вся вина ее состояла в том, что она посмела противиться могущественному церковнику. (См. Стремоухов П.П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором. С. 31. Также Бэттс Р. Пшеница и плевелы. С. 65.)

О.А.Платонов в своей книге «История русского народа в XX веке» уравнял епископа Гермогена с Илиодором, называя обоих «прожженными аферистами и карьеристами» и «недостойными духовными лицами». И когда Гермоген писал, какой святой человек этот Илиодор и как он нужен церкви и государству, Григорий Распутин писал царю и царице: «Миленькие папа и мама! Илиодор с бесами подружился. Бунтует. А прежде таких монахов пороли. Цари так делали. Нонче смирите его, чтобы стража ему в зубы не смотрела. Вот бунтовщик. Григорий».

Слева направо: Распутин, Гермоген и его правая рука, христопродавец Илиодор
Слева направо: Распутин, Гермоген и его правая рука, христопродавец Илиодор

Но никаких мер против Илиодора принято не было, так как за ним стояла церковь. Гермоген во всем помогал своему любимцу. Они боролись за одно дело - церковь против государя. И против Распутина — обвиняли его в бесовстве. В 1911-ом Илиодор и Гермоген готовили покушение на Распутина, которое провалилось. А в конце ноября 1912 года в Синод пришло написанное кровью послание Илиодора (Сереги Труфанова, как называл его Распутин):

«Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей церкви. Отрекаюсь от вас как от архиереев...».

Вот так вчерашние церковники, попробовшие вкус крови, но лишенные государем возможности безнаказанно насиловать и убивать, переходили на сторону революционеров: с ними теперь было больше возможностей. Это только одна история из многих. А Гермоген, вроде как, видимым образом не отрекся, но сделал еще хуже: использовал для свержения монархии, для дела революции все церковные ресурсы и влияние. Чем жестоко наказал себя, и миллионы невинных людей, доверившихся лидерам которые, как верно сказал Григорий Ефимович, подружились с бесами.

-7

Я привел эти примеры не для того, чтобы осудить, но для того, чтобы мы не повторяли ошибок прошлого. А единственный путь не повторять этих ошибок и не усугублять ситуацию с каждым разом - это путь покаяния. Если бы еще в ту пору церковь была в состоянии покаяться за то, в чем покаялся недавно даже Папа Римский (за грехи инквизиции), то не было бы ужаса 1917-го года. Но покаяние тогда не пришло, и все закончилось тем, чем должно было закончиться - трагедией. И чтобы выбраться из нее нужен не обман, не пыль в глаза, а все то же покаяние. Когда мы наконец поймем, что покаяние - это не что-то позорное, не что-то, что делать в "лом", что заставляют делать "лохов" - но это путь, притом единственный, не оказаться с силами тьмы и на этот раз, но наследовать Землю? Вспомните простую весть Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»!