Производители лекарств и медоборудования снижают инвестиции, но не планируют ухода с российского рынка. Обыватели никому не верят и выгребают из аптек необходимые им по жизни препараты, прихватывая недорогие лекарства «широкого спектра» и средства гигиены. С дефицитом дистрибуторы не справляются и формируется порочный круг. Что делать?
Первым делом лучше бы успокоиться и не советовать пациенту «затариться впрок», потому что первичное звено цепочки – фармпроизводители на месте и блюдут свою будущую выгоду. Поддержанные всеми «ветвями власти» превентивные меры не обещают приветствий при возращении ушедших из России по причине санкций. Из закромов Думы уже вынут законопроект об уголовном преследовании руководств покинувших рынок по политическим мотивам компаний.
На первой неделе марта объёмы продаж лекарств выросли вполовину в упаковках и на 124% в рублях, не остановило ажиотажа даже 60-80% повышение цен. Да, дистрибуторы не отгружают аптечные товары в необходимом количестве, потому что не заточены на многократное увеличение объёмов товара. В первую очередь товар поставляют в аптеки «своей» сети, потом остальным, но надо понимать, что и потребности своих тоже выросли впятеро по некоторым группам лекарств.
«Все мы прекрасно понимаем, что сети ненавязчиво пытаются выбрать на себя весь товар, до которого могут дотянуться. Если их не ограничивать, то через неделю вдруг оказалось бы, что у дистрибьюторов товара нет, а у сетей есть. <…> Когда сеть начинает делать неадекватные заказы, во много раз превышающие её нормальную потребность, разумеется, мы её в таком объёме грузить не будем. Ни один дистрибьютор не будет», - раскрыл способ лечения жадности директор «Катрена» Анатолий Тенцер.
Если в начале года покупалось 30 тысяч упаковок L-тироксина от Berlin-Chemie, то на первой неделе СВО взяли 60 тысяч, на предпраздничной неделе – уже 235 тысяч упаковок. При неизменной суточной дозе потребления закупка L-тироксина от одного производителя выросла впятеро. Пациентское сообщество в петиции вопрошает министра Мурашко: «Что делать людям с заболеваниями щитовидной железы, которые не успели запастись?»
За Минздрав ответил Росздравнадзор, что «годовой объём потребления всех препаратов левотироксина натрия в России в 2021 году составил 11,5 млн упаковок, <…> на 15 марта в гражданском обороте находится около 12 млн упаковок. Таким образом, обращающееся сегодня на рынке количество лекарственных препаратов для терапии болезни щитовидной железы покрывает годовую потребность страны».
Рыщущим в поисках дефицитного лекарства можно благодарить затарившихся сверх разумного за ещё большее повышение цены, на ажиотажный спрос аптеки обязательно реагируют изменением ценников. Вовремя сориентировавшихся с лекарственными заначками на несколько месяцев можно исключить из торговой цепочки и поратовать за грядущее повышение приверженности терапии, потому как панические настроения пациентов свидетельствуют о недостаточной эффективности заместительной терапии.
Пачками скупаются не только жизненно необходимые лекарства, но и продукты, и прокладки, и пелёнки. Оказывается, у россиян гораздо больше финансовых средств, чем принято было считать. Если человек увеличивает бюджетные траты втрое и впятеро, покупая много больше необходимого, то автоматически попадает в средний класс. Удовлетворение не обоснованного и неуёмного спроса показало и раскрыло рост благосостояния соотечественников. Ну, а ажиотаж умом не вылечить, его нужно переждать.
Больше информации обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении, вы можете получить на портале МирВрача